КУШАНСКОЕ ЦАРСТВО
государство
древнего мира. В период своего расцвета (кон. 1-3 вв. н. э.) включало значит,
часть терр. совр. Ср. Азии, Афганистана, Пакистана, Сев. Индии и, возможно,
Синьцзяна. Несмотря на крупную роль в истории древнего мира, К. ц. изучено
слабо. Общие контуры политич. истории К. ц. вырисовываются из сообщений
кит. и рим. авторов и из анализа кушанских монет и немногочисл. надписей.
Точная хронология истории К. ц. пока не установлена.
К. ц. возникло приблизительно на
рубеже н. э., спустя более чем сто лет после разгрома Греко-Бактрийского
царства кочевниками, образовавшими ряд отд. княжеств. Одно из таких княжеств
в Бакт- рии, возглавленное племенем или родом кушан, стало ядром К. ц.
Осн. завоевания кушан связаны с именами царей - Куджулы Кадфиза, его сына
Вимы Кад- физа (Кадфиза II) и наиболее знаменитого царя кушан - Канишки.
Расцвет К. ц. приходится на правление Канишки и его сына Хувишки, а упадок
(примерно с сер. 3 в. н. э.) - на царствование Ва- судевы. История К. ц.
в 4 в. ещё недостаточно ясна.
Наиболее значит, раскопки кушанских
поселений производились в Баграме и Баглане (Сурхкоталь) - в Афганистане,
в Таксиле - в Пакистане и на ряде городищ Сев. Бактрии - в Узб. ССР и Тадж.
ССР. Археологами установлено, что при кушанах на этих терр. велись большие
строит, работы, имел место рост городов, значит, развитие получили ирригация
и ремесл. произ-во. Хорошо прослежены и торг, связи К. ц. с Китаем, Парфией
и Римом (К. ц. и Рим обменивались посольствами); связи осуществлялись по
Великому шёлковому пути - из столицы Китая, через земли кушан и парфян,
в римскую Сирию и по морю-из рим. Египта в порты Зап.Индии. При кушанах
началось распространение буддизма из Индии в Ср. Азию и на Д. Восток.
Искусство К. ц., развивавшееся в
рамках ряда крупных школ (бактрийской, паропамисадекой; гандхарской, см.
Ганд- хара; матхурской), представляет собой явление эллинистич. художеств,
культуры Ср. Востока. В бурно растущих городах возводятся цитадели и мощные
оборонительные стены, возрастает плотность гор. застройки (Дальверзин-Тепе,
Термез, Балх, Сирсукх и др.). Возводятся сырцово-глинобитные (на С.) и
каменные (на Ю.) сооружения. Для жилых домов и дворцов (Халчаян, Баграм),
парадных храмов династич. культа кушан (Сурхкоталь, Матхура), буддийских
монастырей, святилищ, ступ (Таксила, Хад- да, Буткара) характерны композиции
с центр, залом (окружённым помещениями и коридорами) и колонным айваном
на главном фасаде. Вырабатывается местная ордерная система на основе эллинистич.
и староинд. традиций. Для иск-ва К. ц. характерен синтез архитектуры, скульптуры
и живописи. В скульптуре (глиняной, гипсовой, каменной) господствуют темы
прославления кушанских царей (Халчаян, Дальверзин-Тепе, Матхура), мифо-
логич. сюжеты (Буткара, Шотарак), складывается иконография Будды и бодхи-
сатв. Живопись (темпера по сухому грунту) на мифологические и жанровые
сюжеты ярка и лаконична по колориту. В стиле скульптуры и живописи К. ц.
реалистическое начало постепенно уступает место иератическому. Развитие
получили различные виды декоративного иск-ва: художеств, изделия из металла,драгоценные
ткани, терракотовые статуэтки с изображениями, отражающими нар. верования
и представления. Иск-во К. ц. оказало существ, влияние на последующее развитие
художеств, культуры Ср. Азии, Афганистана и Индии. Лит.: История таджикского
народа, т. 1, М., 1963; Массой В. М., Р о м о- дин В. А., История Афганистана,
т. 1, М., 1964; Бонгард-Левин Г. М., Ильин Г. Ф., Древняя Индия, М., 1969;
История искусства народов СССР, т. 1, М., 1971, с. 224-55; Пугаченкова
Г. А.. Скульптура Халчаяна, М., 1971; Puri В. N., India under the Kushanas,
Bombay, 1965; Schlumberger D., L'Orient hellenise, P., 1970. Б. Я. Ставиский,
Г. А. Пугаченкова.
Кушанское царство. Статуя солнечного
божества. Мрамор. 3 - 4 вв. Кабульский музей.
А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я