ЛАКИ ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ
изделия
из дерева, папье-маше или металла, покрытые лаком и нередко украшенные
декоративно-плоскостной росписью, рельефной резьбой, инкрустацией, гравировкой.
Гл. художеств, особенности Л. х.- блеск зеркальной полированной поверхности,
контрасты цветов фона, росписи и инкрустации, а у резных лаков - мягкая
светотеневая игра и сочность форм.
Л. х. известны со 2-го тыс. до н.
э. в Китае, где в качестве материала для покрытий используется сок лакового
дерева. Кит. Л. х. (чашки, вазы, шкатулки, мебель, архит. детали) из папье-
маше, дерева, оклеенные материей или бумагой, проходят длит, операции грунтования,
многократного покрытия лаком, сушки и полирования, чем достигается прочность
и водонепроницаемость покрытия. В кит. Л. х. распространены многоплановая
резьба по красному лаку (в Пекине), тончайшая роспись полихромными и золотыми
(в состав к-рых входит золотой порошок) лаками по чёрному или цветному
фону, роспись в прорезях чёрного фона ("Коромандельские лаки"), инкрустация
перламутром, оловом или серебром. Для кит. Л. х. характерны изображения
пейзажей, цветов, бытовых сцен. К китайским близки Л. х. Кореи, Японии,
Индокитая. Во Вьетнаме и Лаосе наряду с декоративной лаковой живописью
на бытовых изделиях получила распространение и станковая. В Иране, Индии
и Центр. Азии (Герат) известны (особенно в 15-17 вв.) миниатюры, исполненные
темперными красками на изделиях (шкатулки, пеналы) из папье- маше и покрытые
лаком, гл. составной частью к-рого является сандарак. В Индии распространены
также "нирмальские лаки" - изделия из дерева или металла, покрытые т. н.
золотым лаком из сока зёрен тамаринда, по к-рому выполнялась яркая полихромная
роспись (фигурки людей, цветы, птицы). Восточные Л. х. известны с 15 в.
в Европе, где собств. произ-во лаковых изделий (декорация дворцовых интерьеров,
мебель, бытовые предметы) из дерева, папье-маше начало развиваться в 17-18
вв. В европ. Л. х. техника произ-ва была упрощена, введены горячая сушка
в печах, применение масляныл; красок и масляные лаков. В 18 в. технич.
и художеств, мастерством выделялись франц. Л. х. фирмы "Мартен" и немецкие
ф-ки И. Штобвассера (шкатулки, табакерки, украшенные миниатюрами). С 18
в. произ-во лаковых изделий из дерева (декорация дворцовых интерьеров,
мебель), папье-маше (шкатулки, табакерки), металла (подносы) с росписями
масляными красками (пейзажи, цветы, жанровые сценки, портреты) началось
в России, где с нач. 19 в. стали возникать нар. промыслы (см. Федоскинская
миниатюра, Жостовская роспись). В сов. время наряду со старыми промыслами
возникло тончайшее иск-во темперной живописи на лаковых изделиях (Палехская
миниатюра, Мстёрская миниатюра, Холуйская миниатюра).
Илл. см. на вклейке, табл. II (стр.
192-193).
Лит.: Масленников Н. Н., Б а- кушинский
А. В., Русские художественные лаки, М., 1933; Ожегова Н., Лаковая миниатюра
Бирмы, "Искусство", 1966, № 12; Ш м е л ё в а Г. В., Станковая лаковая
живопись Демократической Республики Вьетнам, М., 1970; Sawaguchi G., Nihon
shikko no Kenkyu (Studies in Japanese lacquer), Tokyo, 1933; F e d d e
r- s e n M., Les laques chinois, P., 1958; Н о 1 z- hausen W.. Lackkunst
in Europa, Braunschweig, 1959. Н. А. Каневская.
А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я