ЛАМАИЗМ
одно из течений в
буддизме; распространено в автономных р-нах Тибет и Внутр. Монголия (КНР),
МНР, а также в отд. р-нах Непала и Индии. В СССР Л. имеетнек-рое число
последователей в Бурят. АССР, Калмыцкой АССР и Тувинской АССР, Усть-Ордынском
и Агинском Бурятских нац. округах. Процесс складывания Л. начался в Тибете,
куда буддизм в форме Махаяны проник из Индии в 7 в., одновременно с созданием
там первого единого гос-ва (7-9 вв.). К кон. 8 в. буддизм стал гос. религией
Тибета, здесь был построен первый монастырь Самье, появились монахи- тибетцы,
возникло монастырское землевладение. В нач. 9 в. сложилась духовная иерархия.
Завершение процесса складывания Л. связано с т. н. поздним распространением
буддизма в Тибете, начавшимся во 2-й пол. 10 в. Наступившая в этот период
феод, раздробленность способствовала возникновению множества ламаистских
сект, среди к-рых наиболее значительными были Кадампа (осн. в сер. 11 в.),
Сакьяпа (11 в.), Каджупа (11 в.), Кармана (12 в.) и др. В кон. 14- нач.
15 вв. в Тибете образовалась наиболее крупная ламаистская секта Гэлуг-ба
(т. н. желтошапошники), основанная Цзонка- бой (1357-1419). С 16 в. главы
секты Гэ- луг-оа стали носить титул Далай-ламы. К сер. 17 в. 5-му Далай-ламе
Агванлобсан- джамцо (1617-82) и верхушке духовенства удалось подчинить
своей власти (духовной и светской) все осн. р-ны Тибета, к-рый т. о. превратился
в теократич. гос-во. При 5-м Далай-ламе возник институт Панчен-лам - вторых
(после Далай-лам) иерархов ламаистской церкви. В 16-17 вв. Л. стал господствующей
религией в Монголии, куда он проник из Тибета; тогда же он был воспринят
калмыками, переселившимися в 17 в. в р-н Поволжья. В 16-17 вв. Л. распространился
в Туве, с конца 17 в. начал распространяться в Бурятии. Теоретич. основы
Л. изложены в двух осн. канонах, составленных к 14 в.: Канджуре и Танджуре
(комментарии на тексты, включённые в Канджур), а также в произведениях
наиболее известных лам. Канджур и Танджур переведены с тибет. на монгольский
яз.
Кроме черт, присущих махаянистскому
направлению буддизма в целом, Л. обладает рядом особенностей. Как религия
Л. чрезвычайно эклектичен. Наряду с уходом от мирской жизни и созерцанием,
в Л. большое место занимают магия и вера в многочисл. местные божества.
Для Л. характерна развитая ритуальность и полное подчинение ученика учителю-ламе.
Особая роль придаётся оод- хисатвам не только как наставникам на пути "освобождения",
но и как божествам, помогающим в конкретных мирских делах. Среди бодхисатв
выделяется Авалокитешвара -"милосердный", подобную роль играют и нек-рые
будды, напр. Майтрея - будда "грядущего". В Л. на основе концепции перерождений
была создана теория воплощений будд, бодхисатв, божеств в определённых
лиц, называемых трулку (по-тибетски) или хулбиганами (по-монгольски). В
области философии Л. ограничивался комментированием переводных текстов.
Экономич. основу господства Л. составляло
крупное монастырское землевладение. Л. являлся значит, тормозом на пути
экономич., социального и культурного развития народов, среди к-рых он был
распространён. В наст, время ламаистское духовенство в осн. районах распространения
Л. утратило свои былые экономич. и политич. позиции.
Лит.: Позднеев А. М., Очерки быта
буддийских монастырей и буддийского духовенства в Монголии, СПБ, 1887;
П у б а- е в Р. Е., Семичов Б. В., Происхождение и сущность буддизма -
ламаизма, Улан- Удэ, 1960; Богословский В. А., Очерк истории тибетского
народа, М-, 1962; W a d d e 1 1 L. A., The Buddhism of Tibet or Lamaism.
Camb., 1934; Stein R. A., La civilisation tibetaine, P., 1962.
В. А. Богословский.
ЛAMАНОВ Иван Иванович (1898-
13.9.1931), активный участник борьбы с басмачеством в Ср. Азии, герой-пограничник.
Чл. Коммунистической партии с 1917. Род. в Харьковской губ. в семье крестьянина-бедняка.
После Февр. революции 1917 возглавил красногвардейский отряд, к-рый во
время Великой Окт. революции участвовал в установлении Сов. власти в Харьковской
губ. В период Гражд. войны 1918-20 командовал 1-м Печенежским советским
полком (позже 368-й стрелк. полк 41-й дивизии), к-рый успешно сражался
против бело- гвард. войск Деникина. С 1922 служил в пограничных войсках.
Окончил Воен. академию им. М. В. Фрунзе (1928). В 1928-31 пом. нач. Управления
пограничной охраны и войск ОГПУ в Ср. Азии, руководил операциями по ликвидации
басмаческих банд. Погиб в бою с басмачами у колодца Чагыл в Каракумах.
Награждён орденом Красного Знамени и знаком "Почётный чекист".
А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я