ЛАО-ЦЗЫ
, Ли Эр, автор древнекитайского
классического даосского трактата "Лао-цзы" (др. название "Дао дэ цзин").
Согласно традиции, Л.-ц. в 6- 5 вв. до н. э. был архивариусом при чжоу-
сском дворе; большинство совр. учёных считает, что Л.-ц. - фигура легендарная,
трактат же написан в кон. 4 - нач. 3 вв. до н. э., хотя и содержит нек-рые
более ранние материалы. Осн. понятие мировоззрения, изложенного в трактате,-
дао, недоступное познанию и невыразимое в словах начало, в к-ром воплощено
единство бытия и небытия и разрешаются все противоречия. Дао в трактате
метафорически уподоблено воде - подобно ей, оно кажется мягким и податливым,
на самом же деле неодолимо. Образ действий, соответствующий дао, характеризуется
недеянием (увэй), к-рое расшифровывается как уступчивость, покорность,
отказ от желаний, борьбы, активных действий. Обращённая к правителю, проповедь
недеяния означает, что следует отвергнуть роскошь и войну, насилие над
людьми и вмешательство в их жизнь. Возглавляющий гос-во мудрец, преданный
недеянию, должен осчастливить народ путём возвращения его к примитивной
простоте, чистоте и неведению, существовавшим до возникновения цивилизации,
культуры и морали. Написанный в афористич. форме крайне лаконичным языком,
трактат даёт простор для разнообразных интерпретаций. Он был ка- нонич.
сочинением религ. даосизма и многократно переводился на европ. языки.
И с т о ч н. в кн.; Древнекитайская
философия, т. 1, М., 1972, с 114-38.
Лит.: Ян X и н-ш у н, Древнекитайский
философ Лао-цзы и его учение, М- - Л., 1950; W а 1 е у А., The way and
its power, L. - N. Y., 1956; К a 1 t e n m a r k M., Lao Tseu et le Taoisme,
P., 1965; Fung Yu-lan, Ahistory of Chinese philosophy, v. 1, Princeton,
1952.
А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я