ЛАССО
Л а с с у с (Lasso,
Lassus) Орландо (наст, имя и фам.-Р о л а н д е Л а с с ю, Roland de Lassus)
(ок. 1532, Монс,- 14.6.1594, Мюнхен), франко-фламандский композитор. Крупнейший
представитель нидерландской школы, один из величайших мастеров полифонии.
В детстве пел в церк. хоре в Монсе. Находясь на службе у герцога Фердинанда
Гонзаги (с 1544), побывал в Сицилии, Италии, Франции и Англии. С 1556 жил
в Мюнхене, где пел в придворной капелле, в 1563-94 руководил ею. Завоевал
европ. известность. Типичный представитель эпохи Возрождения, объединивший
в творчестве особенности разных нац. муз. культур, Л. создал высокие образцы
хоровой полифонии различных жанров светской и культовой музыки. Образный
мир его музыки широк и разнообразен - от глубокой скорби до юмора, от философской
углублённости до грубоватой жанрово-бытовой сценки, от бурных драматич.
страстей до тонкой душевной лирики. В большинстве произв. (всего создал
св. 2000) Л. опирался на нар. песенность. Среди культовых соч. выделяются
мотеты (всего создал св. 1200; сб. 516 мотетов под назв. "Великое музыкальное
творение", издан посмертно в Монако, 1604), "Покаянные псалмы" (1565) и
мессы (57 месс, б. ч. а капелла). Хоровое и оркестровое звучание монументальных
по- лифонич. произв. Л. отличается красочностью, пышностью, сочностью,
драматич. силой. В светских сочинениях - итал. мадригалах, франц. и нем.
многоголосных песнях и др. вокальных произв. на тексты античных и современных
Л. поэтов, а также на свои собств. стихи (среди них - получившая мировую
известность песня "Эхо", исполняемая и сов. хорами)-часто использовал бытовые
интонации, юмор, изобразительные эффекты, придающие этим соч. характер
нидерл. "жанровости". Создал свою школу (крупнейший из учеников - Дж. Габриели).
Портрет стр. 173.
Лит.: Булычев В. (Иванов-Борец- кий
М. В.), Орландо Лассо. Биографический очерк, М., 1908; Boetticher W., Or-
lando di Lasso und seine Zeit, Kassel - Basel" 1958. Б. В.Левик.
О. Лассо.
А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я