ЛЕВИ-СТРОС

ЛЕВИ-СТРОС (Levi-Strauss)
Клод (р.28.11.1908, Брюссель), французский этнограф и социолог, один из
главных представителей структурализма. В 1932 окончил ун-т в Париже. В
1935-38 профессор в Сан-Паулу (Бразилия); в 1942-47 в США в новой школе
социальных исследований, культуратташе франц. посольства. С 1950 проф.
Высшей нормальной школы в Париже и руководитель лаборатории социальной
антропологии, с 1959 проф. Коллеж де Франс.


Л.-С.- воспитанник франц. социоло-
гич. школы Э. Дюркгейма, М. Масса, испытал влияние амер. школы культурной
антропологии, а также лингвистического структурализма (Р. Якобсон) и теории
информации. Разработал принципы структурной антропологии. Малые этнографически-пережиточные
общества с устойчивой социальной структурой Л.-С. считает идеальным объектом
науч. изучения с помощью структурного анализа. Правила брака и номенклатуру
родства, тотемич. обозначения и мифологич. представления интерпретирует
как семи- отич. (знаковые) моделирующие системы. Л.-С. создал оригинальную
и глубокую теорию первобытного мышления, во многом противостоящую теории
Л. Леви- Брюля, и применил её к изучению се- мантич. структуры мифов амер.
индейцев. Он показал своеобразие мифологического мышления как мышления
на чувственном уровне, конкретного, метафорического. Это мышление способно
к обобщениям, классификациям и логич. анализу и составило, по Л.-С., интеллектуальную
основу технич. прогресса в эпоху неолита. В оценке первобытного общества
Л.-С. свойственна его идеализация в духе Ж. Ж. Руссо. Рассматривая мифологич.
мышление в плане порождения им знаковых систем, Л.-С. выявляет роль бинарных
оппозиций (напр., верх-низ, мужской - женский, сырое - варёное) и "посредничества"
между ними с целью преодоления фундаментальных противоречий, зафиксированных
человеческим сознанием (напр., жизни и смерти). Поскольку Л.-С. трактует
мифологическое мышление как коллективно-бессознательное и относительно
независимое от других форм племенной жизнедеятельности, анализ мифов представляется
ему средством выявления первичных структур сознания, исконной человеческой
"анатомии ума". Начав с анализа мифа как аналога естеств. языка -идеального
средства информации, Л.-С. постепенно сближает миф с музыкой, как идеальным
образцом художеств, структуры. Соответственно он делает упор на исследование
семантики, а не самого повествовательного сюжета. Подчёркивание метафорич.
характера мифа открывает возможность применения метода Л.-С. для анализа
иск-ва, хотя пафос самовыявления структур может обеднить его содержательный
аспект. Для метода Л.-С., как и структурализма вообще, характерен анализ
устойчивых культур, выделение их структуры при отвлечении от динамики развития.
При этом остаётся в тени проблема историч. смены одних обществ, структур
другими, что справедливо подчёркивалось критиками Л.-С. Хотя Л.-С. неоднократно
называет себя последователем К. Маркса и весьма критически отзывается об
экзистенциализме и феноменологизме, в его гносеологич. представлениях несомненно
влияние феноменологии. Л.-С. решительно отвергает взгляд на структурализм
как на особую филос. систему.


С о ч.: La vie familiale et sociale
des Indiens Nambikwara, P., 1948; Tristes tropiques, P., 1955; _Anthropologie
structurale, P., 1958; Le totemisme aujourd'hui, P., 1962; La pensee sauvage,
P., 1962; Mythologiques, v. 1-4, P., 1964-71; Les structures efementaires
de la parente, 2 ed., P.- La Haye, 1967; в кн.: Charbonnier G., Les entretiens
avec Cl. Levi-Strauss, P., 1969.


Лит.: Мелетинский Е., Клод Леви-
Строс и структурная типология мифа, "Вопросы философии", 1970, № 7; его
же, Клод Леви-Строс. Только этнология?, "Вопросы литературы", 1971, № 4;
Merleau- Р о n t у М., De Mauss u Levi-Strauss, в кн.: Signes, P., 1960;
Leach E. [ed.], Structural study of myth and tothemism, L., 1967; S i-
m о n i s Y., Claude Levi-Strauss ou "la passion de 1'inceste", P., 1968;
L e а с h E., Levi- Strauss, N. Y., 1970; Kirk G. S., Myth, its meaning
and functions in ancient and other cultures. Berk.- Los Ang., 1970, p.
42-83; Claude Levi-Strauss; the anthropologist as hero, Camb.- L., [1970];
Cressant P., Levi-Strauss, P., [1970]; Remotti F., Levi-Strauss. Struttura
e storia, Torino, 1971; "Esprit", 1963, Novembre; "L'Arc", 1965, № 26;
"Aut-Aut", 1965, iuglio.E.M .Мелетинский.




А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я