ЛЕВИТАН
Исаак Ильич [18(30).8.
I860, Кибартай, ныне Вилкавишкского р-на Литов. ССР<,- 22.7(4.8).1900,
Москва], русский живописец-пейзажист. Сын мелкого ж.-д. служащего. С начала
1870-х гг. жил в Москве. Учился в Московском училище живописи, ваяния и
зодчества (МУЖВЗ; 1873-85) у А. К. Саврасова и В. Д. Поленова. С 1884 экспонент,
с 1891 чл. Товарищества передвижников. С 1897 чл. художеств, объединения
"Мюнхенский Сецессион". Участник выставок журнала <Мир искусства* (1898-1900).
С 1898 преподаватель МУЖВЗ (ученики - П. И. Петровичев, Н. Н. Сапунов и
др.). Работал в Крыму (1886, 1899), на Волге (1887-90), в Финляндии (1896),
в Италии, Франции, Швейцарии (1890, 1894, 1897, 1898). Восприняв у Саврасова
метод тщательного изучения натуры и поэтизации обыденного, приближаясь
к пленэрной живописи на основе опытов Поленова и мастеров барбизонской
школы, Л. в нач. 1880-х гг. постепенно переходит от детализации и жанрово-повествовательной
трактовки мотива, скупого, порою сумрачного колорита ранних работ к более
широкой манере, к раскрытию тончайших состояний природы и атмосферы, к
цельности эмоцион. образа ("Осенний день. Сокольники", 1879), а в сериях
этюдов этих лет - к тональному, тонко нюансированному колориту ("Мостик.
Саввинская слобода", 18134, этюд). Обогатив свою палитру работой в Крыму,
Л. открывает для себя величие волжских пространств, изображение к-рых становится
одной из его гл. тем ("Вечер на Волге", 1888). В произв. кон. 1880-х гг.
Л. добивается ясности, выверенности композиции, чёткости пространств, планов,
неразрывно связанных уравновеш. цветовым строем ("Вечер. Золотой Плёс",
"После дождя. Плёс"; оба -1889). В его творчестве рождается т. н. пейзаж
настроения, в к-ром состояние природы осмысляется как выражение движений
человеч. души. Природа предстаёт у Л. поэтически преображённой, одухотворённой
незримым присутствием человека; её образ внушается зрителю вместе с гаммой
общепонятных ассоциаций и переживаний - тревожных или интимно-лирических.
В дальнейшем передача конкретных ландшафтов постепенно сменяется воплощением
самого характера рус. природы, типич. её черт. Овеянные традиционными нар.
представлениями, эти произв. во многом отражают понятные современникам
мысли, чувства и настроения; своим интонационным строем они особенно близки
лирич. прозе А. П. Чехова ("Вечерний звон", "У омута"; оба -1892). Картиной
"Владимирка" (1892), где впервые возникает ставшая затем одной из центр,
для Л. тема дороги, её влекущей вдаль силы, художник заявил также о своей
обществ, позиции, изобразив тракт, по к-рому шли сосланные в Сибирь на
каторгу. Светонасыщенность, прозрачность чистых цветов, внутр. динамика
живописи ряда работ 1880-90-х гг. ("Берёзовая роща", 1885-89; "Март", илл.
см. т. 9, табл. XIX, стр. 192-193) в известной мере созвучны стилистике
импрессионизма. В больших композициях Л. эти качества служат средством
достижения мажорной звонкости цвета, сочетающейся с устойчивой определённостью
форм ("Свежий ветер. Волга", 1891-95; "Золотая осень", 1895). Творчество
Л. 1890-х гг., связанное с общими стили- стич. исканиями рус. иск-ва этого
времени, отмечено также тяготением к большей обобщённости письма, к плоскостно-
декоративному, остросилуэтному разрешению композиции, к нек-рой драматизации
пейзажного мотива ("Над вечным покоем", 1894; "Сумерки. Стога", 1899; "Летний
вечер", 1900; как и все названные произв.- в Третьяковской гал.). Стремлением
к синтезу образных и живописных поисков последних лет явилась незаконч.
картина "Озеро. Русь" (1900, Рус. музей, Ленинград) - монументаль- но-эпич.
символ родной страны. Иск-во Л. составило эпоху в развитии рус. пейзажной
живописи, оказав значит, влияние на следующее поколение художников- пейзажистов.
Илл. см. на вклейке к стр. 240.
Лит,: И. И. Левитан. Письма. Документы.
Воспоминания, М., 1956; Исаак Ильич Левитан. Каталог выставки..., М., I960;
Фёдоров -Д а в ы д о в А. А., Исаак Ильич Левитан. Жизнь и творчество,
т. 1-2, М., 1966. В.А. Калмыков.
И. И. Левитан. Портрет работы В.А.
Серова. 1892. Третьяковская галерея. Москва> Фрагмент.
И. И. Левитан. "Вечерний звон". 1892.
Третьяковская галерея. Москва. К ст. Левитан И. И.
А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я