ЛЕВИЦКИЙ

ЛЕВИЦКИЙ Дмитрий Григорьевич
[ок. 1735, Киев (?), - 4 (16).4.1822, Петербург], русский живописец-портретист.
Учился у отца, укр. гравёра Г. К. Левицкого (Носа), и А. П. Антропова (с
1758). Возможно, участвовал вместе с отцом в росписи Андреевского собора
в Киеве (1752-55). Ок. 1758 переехал в Петербург. 1770-е - нач. 1780-х
гг.- период расцвета творчества Л. Уже в портрете А.(1769-70, Рус. музей, Ленинград), за к-рый художник получил звание академика,
Л. выступает мастером парадного портрета, добивающимся эффектности композиции,
интенсивности и тонального единства цветовых оттенков, выразительности
позы и жестов. В этом и др. произв. (портреты: Н. А. Сеземова, 1770; П.
А. Демидова, 1773; оба - в Третьяковской гал.) общая торжественность в
традициях позднего барокко часто сочетается с неожиданными чертами естественности
и обыденности; трезвая зоркость во взгляде на модель, идущая от мастеров
укр. портрета 17-18 вв. и Антропова, соотносится с острым восприятием материальности
аксессуаров. В серии парадных портретов воспитанниц Смольного ин-та (ок.
1773-76, Рус. музей) Л. создал галерею образов изящных, кокетливых девушек,
музицирующих, танцующих и разыгрывающих пасторальные сцены. За театр, маскарадом
он сумел увидеть свежесть чувств и живость характеров. Эту серию отличает
изысканная декоративность колорита (с богатством взаимопроникающих золотисто-палевых,
оливково-зелёных, розовых, чёрных и серебристо-серых оттенков) и известная
плоскостность пространств, решения, не нарушающая, однако, рельефности
фигур. Углублённостью и многообразием индивидуальных характеристик, сдержанностью
художеств, средств отмечены интимные портреты Л.; они лишены внеш. атрибутов
и исполнены в свободной пастозной манере, создающей ощущение живой плоти
(Д. Дидро, 1773-74, Музей иск-ва и истории, Женева; Н. А. Львова, 1773-1774,
Лит. музей, Москва; М. А. Дьяковой, 1778; священника, возможно отца, 1779;
Я. Е. Сиверса, 1779; все три - в Третьяковской гал.; И. М. Долгорукого,
1782, Киевский музей рус. иск-ва). С нач. 1780-х гг. в творчестве Л. сказывается
влияние классицизма: в портретах Урсулы Мнишек (1782, Третьяковская гал.),
Екатерины II (1783, Рус. музей; варианты 1780-х гг. и 1790) тонкая нюансировка
сменяется локальностью цвета, возрастает чёткая определённость объёмов,
появляется заглаженность письма. В последнем портрете (его программа была
разработана Н. А. Львовым) воплощено отвлечённое представление о "мудрой
монархии", господствовавшее в круге Г. Р. Державина, к к-рому Л. был близок.
Со 2-й пол. 1780-х гг., в период нарастающей неудовлетворённости Л. рационалистич.
идеалами просветителей, его работы утрачивают прежнюю целостность и гармоничность,
характеристики моделей становятся несколько внешними (портреты: дочери
Агаши в рус. нар. костюме, 1785, Третьяковская гал.; В. И. и М. А. Митрофановых,
1790-е гг., Рус. музей). Однако и в поздние годы Л. создаёт ряд высокохудожеств.
произв. (портреты: дочерей А. И. Воронцова, ок. 1790, Рус. музей; неизвестного
со сфинксом, 1790-е гг., собр. Гиршман, Париж). После 1800 из-за болезни
глаз Л. почти не работал. Творчество Л.-одно из лучших проявлений рус.
художеств. культуры 2-й пол. 18 в., его преподават. деятельность (в 1771-87
он возглавлял портретный класс АХ) оказали значит, влияние на формирование
целого поколения рус. портретистов (В. Л. Боровиковского; учеников Л.-П.
С. Дрож- дина, Е. Д. Камеженкова, Л. С. Миро- польского и др.).


Илл. см. на вклейке к стр. 241, а
также т. 9, табл. XIX (стр. 192-193).


Лит.: [Дягилев С. П.], Русская живопись
в XVIII веке, т. 1. Д. Г. Левицкий, СПБ, 1902; Гершензон-Чегод а е- в а
Н. М., Д. Г. Левицкий, М., 1964. Т. В.Алексеева.


Д. Г. Левицкий. Портрет работы художника
И. Е. Яковлева. 1812. Русский музей. Ленинград. Фрагмент.


Д. Г. Левицкий. Портрет Я. Е. Сиверса.
1779. Третьяковская галерея. Москва. К ст. Левицкий Д. Г.




А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я