ЛЕНЕН

ЛЕНЕН Ле Нен (Le Nain), французские
живописцы, братья: А н т у а н (ок. 1588, Лан, Пикардия, - 25. 5. 1648,
Париж), Луи (ок. 1593, Лан, - 23. 5. 1648, Париж), Матьё [ок. 1607, Лан,-
20. 4. 1677, Париж(?)]. С кон. 1620-х гг. имели общую мастерскую в Париже
и часто работали совместно. Приписываемые Антуану Л. безыскусственные групповые
портреты на медных досках дробны по композиции и однообразны по характеристикам
("Семейный портрет", 1642, Лувр, Париж). Луи Л., ученик Антуана, в 1630-е
гг. испытал влияние караваджизма, писал преим. сцены из крест, жизни. Его
герои серьёзны, наделены высоким чувством собственного достоинства. Чёткие
композиц. построения, часто имеющие в своей основе мотив предстояния, пластин,
завершённость формы, благородство серебристо-серой гаммы определяют ясный
эмоциональный строй его картин. Луи Л. монумента- лизирует обыденное явление,
придаёт фигурам крестьян торжественную значительность, не утрачивая при
этом полноты жизненной характеристики ("Возвращение с сенокоса", 1641,
"Трапеза крестьян", 1642, "Кузница" - все Лувр, Париж; "Отдых всадника",
1640-е гг., Музей Виктории и Альберта, Лондон; "Семейство молочницы", 1640-е
гг., Эрмитаж, Ленинград). Возвышенное понимание природы Луи Л. сближается
с её трактовкой у Н. Пуссена. Матьё Л. сначала работал в крест, жанре.
Позднее писал гл. обр. сцены из дворянского быта ("Игроки в трик-трак",
Лувр, Париж).


Илл. см. на вклейке, табл. XVI (стр.
192-193).


Лит.: Лазарев В. Н., Братья Ленен"
Л.- М-, 1936; [Н е р с е с о в Н.] (авт." сост.), Братья Ленен. [Альбом],
М.. 1966; F i е г е n s P., Les Le Nain, P., 1933.




А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я