ЛЕНИНГРАДСКИЙ АКАДЕМИЧЕСКИЙ ТЕАТР ДРАМЫ
им. А. С. Пушкина (в 1832-1920 - Александрийский театр), старейший
рус. театр. Формирование петерб. труппы началось в 1756, когда был создан
первый рус. постоянный публичный театр (директор - драматург А. П. Сумароков).
История театра неразрывно связана с иск-вом прославленных мастеров русской
сцены, игравших на его подмостках, В состав труппы вошли актёры Ф. Г. Волков,
И. А. Дмитревский, Я. Д. Шумский и др. Репертуар состоял из тираноборческих
трагедий Сумарокова, Я. Б. Княжнина, сатирич. комедий В. В. Капниста, Д.
И. Фонвизина, произв. П. Корнеля, Ж. Расина, Вольтера, Мольера, комич.
опер. В нач. 19 в., в период войн России с Наполеоном, здесь ставились
патриотич. трагедии В.А.Озерова, в к-рых выступали Е. С. Семёнова, А. С.
Яковлев. Спектакли давались в различных помещениях. В 1832 арх. К. И. Росси
было сооружено здание Александрийского театра (в стиле ампир), отмеченное
величественностью и простотой форм. Обращённый на площадь (см. Островского
площадь) гл. фасад с парадной 6-колонной коринфской лоджией завершён ступенчатым
аттиком; на нём - медная колесница Аполлона (скульптор С. С. Пименов).
Торжественность сооружения подчёркивают пышные коринфские портики на боковых
фасадах и богатый скульптурный декор работы В. И. Демута-Малиновского и
А. Трискорни. При постройке ярусного зрительного зала театра применены
новые для того времени металлические конструкции.
Начало деятельности Александринско-
го театра совпало с наступлением по- литич. реакции. В репертуаре стали
преобладать легковесные водевили, мелодрамы, псевдоисторич. драмы (пьесы
Н. В. Кукольника, Н. А. Полевого и др.). В актёрском творчестве ценилось
технич, мастерство, особенно культивировавшееся в водевиле (Н. О. Дюр и
др.). Глубокой искренностью, лиризмом отличалось иск-во В. Н. Асенковой,
с успехом выступавшей в водевильных, комедийных и трагич. ролях. С традициями
уходящего классицизма было связано творчество В. А. Каратыгина. Крупными
событиями в жизни театра явились спектакли "Горе от ума" Грибоедова (1831),
"Ревизор" Гоголя (1836), "Гроза" Островского (1859). Выдающимися представителями
реализма в сценич. иск-ве были И. И. Сосницкий, первый Городничий в "Ревизоре",
и А. Е. Мартынов, создавший образы обездоленных "маленьких людей" в водевилях,
с трагич. глубиной сыгравший Тихона в "Грозе". В традициях мартыновской
школы развивалось творчество П. В. Васильева и Ю. Н. Линской. Во 2-й пол.
19 в. в театре сформировалась сильная труппа во главе с В. Н. Давыдовым,
К. А. Варламовым, М. Г. Савиной, П. В. Свободиным, В. В. Стрель- ской,
В. П. Далматовым, М. В. Дальским, П. А. Стрепетовой, В. Ф. Комиссаржев-
ской. В полной мере талант этих актёров раскрылся в пьесах Н. В. Гоголя,
А. Н. Островского, А. Ф. Писемского, И. С. Тургенева, Л. Н. Толстого, А.
В. Сухо- во-Кобылина, У. Шекспира, Мольера. Однако политика Дирекции императорских
театров, влияние вкусов бурж. зрителей способствовали засилию в репертуаре
театра пустых, бессодержательных пьес (Стрепетова и Комиссаржевская были
вынуждены уйти из театра). Значительную роль в поднятии постановочной культуры
спектаклей театра сыграл В. Э. Мейерхольд, ставший по существу первым режиссёром-постановщиком
Александрийской сцены ("Дон Жуан" Мольера, 1910, "Маскарад" Лермонтова,
1917). После Великой Окт. социалистич. революции Александрийскому театру
в 1919 было присвоено звание академического; с 1920 стал наз. Петрогр.
ака- демич. театром драмы. Новый зритель требовал подлинно реалистич. иск-ва,
совр. репертуара. Большое влияние на политич. и художеств, развитие театра
оказал нар. комиссар просвещения А. В. Луначарский. Важную работу по внедрению
произв. сов. драматургии в репертуар театра провёл Н. В. Петров (директор
и художеств, руководитель в 1928-33), поставивший спектакли "Конец Криворыльска"
Ромашова (1926), "Штиль" Билль-Белоцерковского (1927). Событием в истории
сов. театра стали созданные им спектакли "Ярость" Яновского (1930) и "Страх"
Афиногенова (1931). В спектаклях "На берегу Невы" Тренёва (1937) и "Ленин"
Каплера и Златогоровой (1939) К. В. Скоробогатов создал сценич. образ В.
И. Ленина. В 1937 театру было присвоено имя А. С. Пушкина. В труппе театра
в этот период наряду со старыми мастерами - Е. П. Корчагиной- Александровской,
В. А. Мичуриной-Самойловой, И. Н. Певцовым, Ю. М. Юрьевым (в 1922-28 зав.
художественной частью театра), Е. И. Тиме, Б. А. Го- рин-Горяиновым работали
молодые артисты: Н. С. Рашевская, Е. П. Каряки- на, В. И. Честноков, Е.
М. Вольф-Из- раэль, Я. О. Малютин и др. Художеств, руководителями были
Б. М. Сушкевич, С. Э. Радпов, Л. С. Вивьен (1938-66), В. И. Честноков.
Во время Великой Отечественной войны 1941-45 театр работал в Новосибирске,
поставил спектакли: "Фронт" Корнейчука, "Нашествие" Леонова, "Русские люди"
Симонова. В 50-60-е гг. с наибольшей полнотой раскрылись дарования актёров
Н. К. Симонова, А. Ф. Борисова, Н. К. Черкасова, Ю. В. Толубеева. На сцене
театра новую углублённую трактовку получили произведения классической драматургии:
"Лес" Островского (1931), "Враги" Горького (1933), "Борис Годунов" Пушкина
(1934 и 1949), "Дядя Ваня" Чехова (1946), "Живой труп" Л. Толстого (1950),
"Пучина" Островского (1955), "Игрок" по Достоевскому (1956), "На дне" Горького
(1956), "Перед заходом солнца" Гауптмана (1963, в роли Маттиаса Клау- зена
Н. К. Симонов). Выдающимся театральным явлением стал спектакль "Оптимистическая
трагедия" Вишневского (1955); постановщик спектакля
Г. А. Товстоногов и исполнитель роли
Вожака Ю. В. Толубеев были в 1958 удостоены Ленинской премии. Среди лучших
спектаклей театра также: "Маленькие трагедии" Пушкина (1962), произв. советской
драматургии - "Всё остаётся людям" Алёшина (1959, в роли Дронова Н. К.
Черкасов), "Друзья и годы" Л. Зорина (1961), "Между ливнями" Штейна (1965,
в роли В. И. Ленина - В. И. Честноков), "Кремлёвские куранты" Погодина
(1967, в роли В. И. Ленина - В. Г. Краснов), "Дело, которому ты служишь"
по Герману (1967), "Сказки старого Арбата" Арбузова (1971).
В труппе театра (1973): нар. артисты
СССР - А. Ф. Борисов, И. О. Горбачёв, В. В. Меркурьев, Ю. В. Толубеев,
нар. артисты РСФСР - К. И. Адашевский, М. К. Екатерининский, Е. П. Каря-
кина, О. Я. Лебзак, Н. В. Мамаева, Б. А. Фрейндлих, Л. П. Штыкан. Председатель
художественной коллегии театра (с 1968) И. О. Горбачёв. Награждён орденом
Трудового Красного Знамени (1939).
Илл. см. на вклейке, табл. XXV (стр.
320-321).
Лит.: Сто лет. Александрийский театр
- Театр госдрамы, Л., 1932; Державин К., Эпохи Александрийской сцены, [Л.],
1932; Альтшуллер А. Я., Театр прославленных мастеров, Л., 1968; Таранов-
с к а я М., Архитектор К. Росси. Здание Академического театра драмы им.
А. С. Пушкина (б. Александрийский) в Ленинграде, Л., 1956. А. Я- Альтшуллер.
А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я