ЛЕНИНГРАДСКИЙ БОЛЬШОЙ ДРАМАТИЧЕСКИЙ ТЕАТР
академический им. М. Горького (БДТ), один из первых театров,
созданных после Великой Октябрьской социалистич. революции. Ближайшее участие
в его организации приняли М. Горький, М. Ф. Андреева, литературное руководство
осуществлял А. А. Блок. Открыт в 1919 спектаклем "Дон Карлос" Шиллера.
Театр был задуман его организаторами как героико-романтический. Его труппу
составляли крупные актёры: Ю. М. Юрьев, Н. Ф. Монахов, В. В. Максимов,
А. Н. Лаврентьев, В. Я. Софронов, режиссёры - Б. М. Сушкевич, Н. В. Петров,
художники - М. В. Добужин- ский, А. Н. Бенуа и др. В первые годы работы
театра были поставлены спектакли "Макбет" (1919), "Король Лир" (1920),
"Юлий Цезарь" (1921) Шекспира, "Разбойники" Шиллера (1919), "Рюи Блаз"
Гюго (1921); комедии "Двенадцатая ночь" Шекспира, "Слуга двух господ" Гольдони
и "Смехотворные прелестницы" Мольера (все в 1921). В сер. 20-х гг. в репертуаре
театра появляются произв. сов. драматургии: "Мятеж" (1925), "Разлом" (1927)
Лавренёва, "Луна слева" Билль-Белоцерковского (1928), "Человек с портфелем"
Файко (1928), "Клоп" (1929) и "Баня" (1930) Маяковского. В этих работах
БДТ утверждается как театр последовательно реалистического направления,
получают известность актёры А. И. Лариков, В. Я. Софронов, В. П. Полицеймако,
О. Г. Казико и др. В 30-е гг. театр обращается к творчеству М. Горького,
крупнейшими достижениями стали спектакли-"Мещане" (1937, реж. А. Д. Дикий)
и "Дачники" (1939, реж. Б. А. Бабочкин). Убедительное воплощение получает
на сцене драматургия Н. Ф. Погодина-"Мой друг" (1932), "После бала" (1934),
"Аристократы" (1935), пьесы, посвящённые В. И. Ленину,-"Человек с ружьём"
(1938), "Кремлёвские куранты" (1940). В 40-е гг. поставлены спектакли "Вишнёвый
сад" Чехова (1940), "Король Лир" Шекспира (1941). В годы Великой Отечеств,
войны театр был эвакуирован в г. Киров. После войны театр возглавляли Л.
С. Рудник, Н. С. Рашевская, И. С. Ефремов, К. П. Хохлов. Ставились спектакли
"Под каштанами Праги" (1946) и "Русский вопрос" (1947) Симонова, "Бесприданница"
Островского, "Враги" (оба в 1948), "Егор Булычев и другие", "Достигаев
и другие" Горького. В сер. 50-х гг. во главе театра становится Г. А. Товстоногов.
Для спектаклей 50-60-х гг. характерно усиление тенденции к сценич. воплощению
острых и напряжённых жизненных коллизий, к яркой реалистич. форме, к широким
социально-историч. и социаль- но-психологич. обобщениям. Наиболее значительны
постановки этого периода: "Идиот" по Достоевскому, "Лиса и виноград" Фигейреду
(обе в 1957), "Варвары" (1959) и "Мещане" (1967; Гос. пр. СССР, 1970) Горького,
документальный спектакль "Правду! Ничего кроме правды!" Д'Аля (1967), "Король
Генрих IV" Шекспира (1969). В 1932 театру присвоено имя М. Горького, в
1964 получил звание академического.
В труппе театра (1973): нар. артисты
СССР - Е. 3. Копелян, Е. А. Лебедев, К. Ю. Лавров, нар. артисты РСФСР -
Л. И. Макарова, Э. А. Попова, В. И. Стржельчик, засл. артисты РСФСР- А.
В. Абрамов, А. А. Андреев, О. В. Басилашвили, В. М. Медведев, В. П. Ко-
вель, Н. А. Ольхина, П. П. Панков, М. А. Призван-Соколова, Б. С. Рыжу-
хин, Н. Н. Трофимов, 3. М. Шарко, С. Ю. Юрский, засл. артист УССР О. И.
Борисов и др.; гл. режиссёр нар. арт. СССР Г. А. Товстоногов (с 1956).
Награждён орденом Трудового Красного Знамени (1971).
Лит.: Ленинградский государственный
Большой Драматический театр имени М. Горького 1919 - 1954, Л., 1954. С.
Л. Цимбал.
А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я