ЛЕНИНГРАДСКИЙ МОРСКОЙ ПОРТ

ЛЕНИНГРАДСКИЙ МОРСКОЙ ПОРТ торговый,
расположен на Балт. м., в вост. оконечности Финского зал. Базовый порт
Балт. мор. пароходства. Деятельность порта началась в 1703, почти одновременно
с основанием Петербурга. Морские суда входили в порт по естеств. фарватерам
и разгружались у Васильев- ского о-ва, а более крупные суда - у о. Котлин
(Кронштадт). С началом регулярной деятельности Петерб. порта Петербург
превратился в гл. центр внешней торговли России. В 1877 - 85 построен морской
канал. В 80-х гг. 19 в. порт был перенесён в юго-западную часть города,
в районы Гутуевского, Вольного, Турухтанных о-вов. В 1884-1914 построены
Юж. и Сев. дамбы протяжённостью 13 км, причалы св. 1,5 км, 8 грузовых складов,
элеватор и др. Портовики активно участвовали в революц. движении. Мощная
забастовка охватила порт в февр. 1895. Его рабочие входили в кружки, организованные
Петерб. "Союзом борьбы за освобождение рабочего класса". Одна из первых
листовок "Союза" была составлена по материалам, собранным портовиками,
и была им адресована - "Чего следует добиваться портовым рабочим?". Рабочие
участвовали в Окт. социалистич. революции 1917. В порту были сформированы
отряды нар. милиции, к-рые совместно с красногвардейцами обеспечивали выполнение
всех распоряжений Пет- рогр. ВРК. В годы Гражд. войны 1918-20 рабочие порта
отстаивали завоевания Октября.


В канун 1-й мировой войны 1914-18
грузооборот порта достигал более 4,5 млн. т. Порт мог принимать одновременно
50 судов. Погрузочно-разгрузочные работы производились вручную. 1-я мировая
война прервала торговое судоходство на Балтике. Порт был блокирован.


Первая сов. навигация открылась в
апр. 1918; в июле в порт вошёл первый иностр. корабль. Порт имел важное
значение для установления торг, связей с иностр. гос-вами. Через причалы
порта перегружались зерно для голодающих Поволжья, уголь для предприятий
Петрограда, паровозы. В 1931 порт принимал уже более 50, а к 1940 до 100
судов. В годы Великой Отечественной войны 1941-45 Л. м. п. стал одним из
форпостов города-фронта. Во время войны портовое х-во было сильно разрушено.
В 1944- 1946 были проведены восстановительные работы. За 1946-73 построено
и реконструировано св. 30 причалов порта; парк механизмов пополнился сотнями
кранов и погрузчиков, выстроены гаражи, мастерские, культурно-бытовые объекты
и др. Через Л. м. п. перегружаются миллионы тонн экспортно-импортных грузов
(лес, машины, металл, прод. товары и др.) в страны всех континентов. Награждён
орденом Ленина (1966). См. также Северо-Западного бассейна речные порты.
В. В. Понятовский.




А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я