ЛЕНСКОГО БАССЕЙНА РЕЧНЫЕ ПОРТЫ
основные
воднотранспортные узлы, связывающие пром. и с.-х. р-ны Якут. АССР и севера
Иркутской обл. с пром. р-нами страны и приречными пунктами бассейна и организующие
перевозки грузов и пассажиров по р. Лене и её притокам. Продолжительность
эксплуатац, периода в портах бассейна 125-170 сут. В связи с отсутствием
развитой сети жел. и автомоб. дорог в этих р-нах порты общего пользования
и пром. причалы имеют первостепенное значение в развитии экономики края.
По Лене (от Осетрово до устья) перевозятся: вниз - пром. и прод. товары,
машины, оборудование, запасные части, металлы, метизы, цемент, соль, нефтепродукты,
уголь; вверх - руда, лес. Вверх по основным притокам - Витиму, Алдану и
Вилюю - перевозятся пром., прод. товары, оборудование, машины, стройматериалы,
уголь, нефтепродукты, металлы. В бассейне (1972) 32 порта, пристаней, остановочных
пунктов Мин-ва речного флота и св. 80 причалов пром. предприятий.
Осн. порты-пристани (от верховьев
Лены к устью): Осетрово, Киренск, Ленек, Олёкминск, Покровск, Якутск, Сангары,
Бодайбо (р. Витим), Хандыга, Джебарики-Хая (р. Алдан).
Осетровский речной порт (осн. 1958)
расположен на левом берегу Лены в 3500 км от устья в черте г. Усть-Кут
Иркутской обл. Крупнейший речной порт страны и единств, пункт Ленского
басе., связанный с жел. дорогой (ст. Лена Восточно-Сибирской ж. д.). Обеспечивает
перевалку и отправление речным транспортом до 80% грузов для северных р-нов
Иркутской обл., Якут. АССР и прибрежных морских арк- тич. р-нов от р. Хатанга
до р. Колыма. Порт (с 1929 - пристань) начал интенсивно развиваться с 1952
- с момента выхода ж. д. Тайшет - Лена на р. Лену. За 1952-72 грузооборот
порта возрос в 20 раз. Порт отправляет пром. и прод. товары, машины, оборудование,
металлы, стройматериалы; с причалов Усть-Кутской нефтебазы - нефтепродукты.
Принимает лес, слюду, металлолом. Состоит из трёх грузовых и пасс, р-нов.
Общая протяжённость грузовых причалов св. 1500 м. Располагает значит, крытой
складской площадью. Пасс, вокзал. Ведётся (1973) стр-во 3-й очереди порта.
Порт награждён орденом Трудового Красного Знамени (1971).
Речной пром. порт Ленек (осн. 1965)
Мин-ва цветной металлургии СССР расположен на левом берегу р. Лены в 2648
км от устья, в черте г. Ленек. Обслуживает алмазодобывающую пром-сть в
р-не г. Мирного, связан с ним и с приисками автодорогой. Принимает пром.,
прод. товары, машины, оборудование, строит, грузы, уголь, нефтепродукты.
Якутский речной порт (осн. 1959)
расположен в черте г. Якутска в 1530 км от устья р. Лены. Играет осн. роль
в перевалке грузов, поступающих в Якутск из Осетрово и обеспечивает перевозки
местных грузов и пассажиров. Принимает и отправляет в р-ны Якут. АССР пром.,
прод. товары, машины, оборудование, металлы, стройматериалы, уголь, хим.
грузы. Погрузочно- разгрузочные работы осуществляются портальными кранами
на благоустроенных причалах порта и плавучими кранами у естеств. берега.
Заканчивается (1973) стр-во 1-й очереди порта в составе механизированных
причалов протяжённостью 460 м. Пассажирский р-н с вокзалом построен в 1972.
в. Ф. Березин.
А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я