ЛЕОНАРДО ДА ВИНЧИ
(Leonardo
da Vinci) (15.4.1452, Винчи, близ Флоренции, - 2.5. 1519, замок Клу, близ
Амбуаза, Турень, Франция), итальянский живописец, скульптор, архитектор,
учёный и инженер. Родился в семье богатого нотариуса. Сочетая разработку
новых средств художеств, языка с тео- ретич. обобщениями, Л. да В. создал
гар- монич. образ человека, отвечающий гу- манистич. идеалам; тем самым
он подытожил опыт кватроченто и заложил основы иск-ва Высокого Возрождения.
Сложился как мастер, обучаясь у Ан- дреа дель Верроккъо (1467-72). Методы
работы во флорентийской мастерской кватроченто, где художеств, практика
была сопряжена с технич. экспериментами, а также сближение с астрономом
П. Тосканелли способствовали зарождению науч. интересов юного Л. да В.
В ранних произв. (голова ангела в "Крещении" Верроккьо, после 1470, "Благовещение",
ок. 1474,- оба в Гал. Уффици, Флоренция; т. н. "Мадонна Бенуа", ок. 1478,
Эрмитаж, Ленинград) Л. да В. развивает традиции кватроченто, подчёркивая
плавную объёмность форм мягкой светотенью, иногда оживляя лица едва уловимой
улыбкой; в композиции "Поклонение волхвов" (1481-82, не закончена; подмалёвок
- в Уффици) он превращает религ. сюжет в зеркало разнообразнейших человеческих
эмоций, разрабатывая новаторские методы подготовит, рисунка. Фиксируя результаты
бесчисленных наблюдений в набросках, эскизах и натурных штудиях, исполненных
в различных техниках (итал. карандаш, серебряный карандаш, сангина, перо
и др.), Л. да В. добивается большой остроты в передаче мимики лица (прибегая
порой к гротеску), а физич. особенности и движения человеческого тела приводит
в идеальное соответствие с духовной атмосферой композиции. На службе у
правителя Милана Лодовико Моро (с 1481 или 1482) Л. да В. выступает в роли
воен. инженера, гидротехника, организатора придворных феерий. Св. 10 лет
Л. да В. работает над монументом Фран- ческо Сфорца, отца Лодовико Моро
(исполненная пластич. мощи глиняная модель конной статуи в натуральную
величину была разрушена при взятии Мидана французами в 1500; известна лишь
по подготовительным наброскам). На этот же период приходится и творческий
расцвет Леонардо-живописца. В "Мадонне в скалах" (1483-94, Лувр, Париж;
2-й вариант - 1497-1511, Нац. галерея, Лондон) излюбленная Л. да В. тончайшая
светотень ("сфумато") играет роль духовно-связующего начала, подчеркивающего
теплоту отношений близких людей; персонажи представлены здесь в окружении
причудливого скалистого пейзажа, в к-ром отражены геол. наблюдения Л. да
В. В трапезной монастыря Сан- та-Мария делле Грацие Л. да В. создаёт роспись
"Тайная вечеря" (1495-97; из-за особенностей применённой Л. да В. техники
- масло с темперой - сохранилась в сильно повреждённом виде; в 20 в. реставрирована);
высокое этич. содержание росписи выражено в строгих матем. закономерностях
её композиции, подчиняющей себе реальное архит. пространство, в предельно
ясной системе жестов и мимики персонажей. "Тайная вечеря" знаменует одну
из вершин в развитии всего европ. иск-ва. Занимаясь архитектурой, Л. да
В. разрабатывает различные варианты "идеального города" и центрально-купольного
храма. В Милане вокруг Л. да В. возникает круг учеников (см. Ломбардская
школа). Последующие годы Л. да В. проводит в непрестанных переездах (Флоренция-1500-02,
1503- 1506, 1507; Мантуя и Венеция-1500; Милан -1506, 1507-13; Рим - 1513-16;
Франция - 1517-19). Во Флоренции Л. да В. работает над росписью в Палаццо
Веккьо ("Битва при Ангьяри", 1503- 1506, не закончена, известна по копиям
с картона; илл. см. т. 3, стр. 36), к-рая стоит у истоков батального жанра
в иск-ве нового времени; здесь в исступлённой схватке конных воинов показано
"зверское безумие" войны (по выражению самого Л. да В.). В портрете Моны
Лизы (т. н. "Джоконда"; ок. 1503, Лувр; илл. см. т. 11, табл. IV, стр.
48-49) образ богатой горожанки предстаёт воплощением возвышенного идеала
женственности, не теряя при этом интимно-человеческого обаяния; важным
элементом композиции становится космически обширный пейзаж, тающий в холодной
дымке. К поздним произв. Л. да В. принадлежат: проекты памятника маршалу
Тривульцио (1508-12; к этим проектам близка бронзовая статуэтка коня со
всадником, Музей изобразит. иск-в, Будапешт); "Св. Анна с Марией и младенцем
Христом" (ок. 1500-07, Лувр), завершающая поиски-мастера в области свето-воз
душной перспективы и гармонической пирамидальной композиции; "Иоанн Креститель"
(ок. 1513-17, Лувр), где слащавая двусмысленность образа свидетельствует
о нарастании кризисных моментов в творчестве Л. да В.; серия рисунков с
изображением вселенской катастрофы (т. н. цикл с "Потопом", итал. карандаш,
перо, ок. 1514-16, Королевская б-ка, Виндзор), в к-рой раздумья о ничтожестве
человека перед могуществом стихий сочетаются с рационалистич. представлениями
о цикличности природных процессов.
Важнейшим источником для изучения
воззрений Л. да В. являются его записные книжки и рукописи (ок. 7 тыс.
листов), написанные на разговорном итал. языке. Сам Л. да В. не оставил
система- тич. изложения своих мыслей. "Трактат о живописи", составленный
после смерти Л. да В. его учеником Ф. Мельци и оказавший огромное влияние
на европ. художеств, практику и теоретич. мысль, состоял из отрывков, во
многом произвольно извлечённых из контекста его записок. Для самого Л.
да В. иск-во и наука были связаны неразрывно. Отдавая в "споре искусств"
пальму первенства живописи, Л. да В. понимал её как универсальный язык
(подобный математике в сфере наук), к-рый воплощает посредством пропорций
и перспективы все многообразные проявления разумного начала, царящего в
природе.
Как учёный и инженер Л. да В. обогатил
проницательными наблюдениями почти все области науки того времени, рассматривая
свои заметки и рисунки как подготовит, наброски к гигантской энциклопедии
человеческих знаний. Скептически относясь к популярному в его эпоху идеалу
учёного-эрудита, Л. да В. был наиболее ярким представителем нового, основанного
на эксперименте естествознания. Особое внимание
Леонардо да Винчи. Рисунки. 1. Проект
памятника Тривульцио. Ок. 1508-12. Перо. 2. Части летательных аппаратов.
Перо. Пинакотека Амброзиана. Милан. 3. "Дерево". Ок. 1503. Перо, итальянский
карандаш. 4. Анатомическая штудия. Перо, сангина. (1, 3, 4-Королевская
библиотека, Виндзор.)
Л. да В. уделял механике, называя
её "раем математических наук" и видя в ней главный ключ к тайнам мироздания;
он сделал попытки определить коэффициенты трения и скольжения, изучал сопротивление
материалов, занимался гидравликой. Многочисл. гидротехнич. эксперименты
(получавшие разработку в виде новаторских проектов каналов и ирригац. систем)
помогли Л. да В. правильно описать равновесие жидкости в сообщающихся сосудах.
Страсть к моделированию приводила Л. да В. к гениальным конструктивным
догадкам, намного опережавшим эпоху; таковы наброски проектов металлургич.
печей и прокатных станов, ткацких станков, печатных, деревообр., землеройных
и прочих машин, подводной лодки и танка, а также разработанные после тщательного
изучения полёта птиц конструкции летательных аппаратов и парашюта. Собранные
Л. да В. наблюдения над влиянием прозрачных и полупрозрачных сред на окраску
предметов, отражённые в его живописи, привели к утверждению в иск-ве Высокого
Возрождения принципов воздушной перспективы. Универсальность оптич. законов
была связана для Л. да В. с представлением об однородности Вселенной; он,
подобно Николаю Казанскому, был близок к созданию гелиоцентрич. системы,
считая Землю "точкой в мироздании". Изучая устройство человеческого глаза,
Л. да В. высказал правильные догадки о природе бинокулярного зрения. В
анатомич. исследованиях Л. да В., обобщая результаты вскрытий, в детализированных,
тяготеющих к иллюзии сте- реометричности рисунках заложил основы совр.
науч. иллюстрации. Идя от простой инвентаризации органов (в ср.-век. медицине)
к изучению их функций, он рассматривал организм как образец "природной
механики". Л. да В. впервые описал ряд костей и нервов, высказал новаторские
предположения об антагонизме мышц, особое внимание уделял проблемам эмбриологии
и сравнит, анатомии. В опытах с удалением различных органов у животных
Л. да В. стремился ввести экспериментальный метод и в биологию. Он впервые
стал рассматривать ботанику как самостоят, биол. дисциплину; выделяя и
здесь прежде всего структурно-функциональные моменты, он дал описания листорасположения,
гелиотропизма и геотропизма, корневого давления и движения соков растений.
Говоря о природной необходимости, "законе минимального действия" и "разумном
основании" природы, Л. да В. последовательно исключал из своих натурфилософских
теорий идею о боге (допуская её лишь в качестве понятия о "перводви- гателе"),
оспаривая, в частности при рассуждении об окаменелостях, находимых на вершинах
гор, легенду о "всемирном потопе". Неутомимый учёный-экспериментатор и
гениальный художник, Л. да В. остался в традиции личностью- символом эпохи,
"...которая нуждалась в титанах и которая породила титанов по силе мысли,
страсти и характеру, по многосторонности и учености" (Э н- г е л ь с Ф.,
см. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 20, с. 346).
Илл. см. на вклейке к стр. 344-345.
С о ч.: Tutti gli scritti, v. 1,
Mil., 1952; в рус. пер.- Книга о живописи, М., 1934; Избранные произведения,
т. 1-2, М., 1935; Избранные естественно-научные произведения, М., 1955;
Анатомия. Записи и рисунки, М., 1965.
Лит.: Лазарев В. Н., Леонардо да
Винчи, Л.-М., 1952; Зубов В. П., Леонардо да Винчи, М.- Л., 1961; Г у к
о в- с к и и М. А., Леонардо да Винчи, Л. -М., 1967; Raccolta Vinciana,
Mil., 1905-; Н е у- denreich L. Н., Leonardo da Vinci, Bd 1-2, Basel, 1954;
P e d r e 11 i C., Studi vin- ciani, Gen., 1957; E s с h e E., Leonardo
da Vinci. Das anatomische Werk, Basel, 1961; Hart I. B., The mechanical
investigations of Leonardo da Vinci, Berk.- Los Ang., 1963; Heydenreich
L. H., Leonardo architetto, Firenze, 1963; Clark K., Leonardo da Vinci,
Camb., 1969; Leonardo's legacy. An international symposium [1966], Berk.-
Los Ang., 1969; Verga E., Bibliografia vinciana. 1493-1930, v. 1-2, Bologna,
1931. М. Н. Соколов.
Леон. Церковь Сан* Хуан Баутиста.
1560 - 1705.
Леонард о да Винчи. Автопортрет.
Сангина. Ок. 1510-13. Библиотека. Турин.
А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я