ЛЕРМОНТОВ

ЛЕРМОНТОВ Михаил Юрьевич [3(15).
10.1814, Москва,- 15(27)7.1841, Пятигорск], русский поэт. Род. в семье
капитана в отставке Ю. П. Лермонтова (1787-1831); мать - М. М. Арсеньева
(1795-1817). Рано остался без родителей, воспитывался у бабушки - Е. А.
Ар- сеньевой, к-рая дала внуку разностороннее образование. Детство Л. прошло
в её усадьбе - с. Тарханы (ныне с. Лермонтове Пензенской обл.), где будущий
поэт наблюдал картины крест, быта и сел. природы, прислушивался к нар.
песням, преданиям о Степане Разине, Емельяне Пугачёве. Глубокий след в
памяти Л. оставили поездки с родными на Кавказ (1818, 1820, 1825). В 1828-30
Л. учился в Москве в Благородном пансионе; начал писать стихи, создал первые
поэмы ("Черкесы", "Кавказский пленник"), отмеченные подражанием А. С. Пушкину.
Большое значение для формирования мировоззрения Л. имели годы пребывания
в Моск. ун-те (1830-32) одновременно с В. Г. Белинским, А. И. Герценом,
Н. П. Огарёвым, уже тогда влиявшими на общий идейный уровень студенчества.
В это время Л. написаны лирич. стихи, поэмы, драмы, в т. ч. драма "Странный
человек" (1831), выразившая ненависть к деспотич. власти и крепостному
праву. После столкновений с реакц. профессурой Л. покинул ун-т, переехал
в Петербург и поступил в школу гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских
юнкеров, в к-рой провёл "два страшных года", заполненных воен. муштрой.
Урывками, тайком Л. работал здесь над романом "Вадим", рисующим эпизоды
Пугачёвского восстания. Выпущенный из школы корнетом (1834), Л. служил
в лейб- гвардии Гусарском полку, стоявшем в Царском Селе, но много времени
проводил в Петербурге. Критич. наблюдения этой поры над жизнью аристократич.
общества легли в основу драмы "Маскарад" (1835), к-рую Л. переделывал неск.
раз, но так и не добился разрешения на постановку.


Крутой перелом в творчестве и судьбе
Л. определило стих. "Смерть поэта" (1837) - гневный отклик на гибель Пушкина.
Стихи, осуждавшие не только убийцу, но и придворную знать - виновницу свершившейся
трагедии, разошлись по всей России. Л. был арестован, а затем переведён
в Нижегородский драгунский полк, находившийся в Грузии. Во время ссылки
Л. встречался с опальными декабристами; познакомился с груз, интеллигенцией,
живо интересовался фольклором горских народов, их бытом и языком. Кавк.
темы заняли прочное место в творчестве Л.- писателя и художника (он был
одарённым живописцем и рисовальщиком). В 1838 после хлопот Арсеньевен и
В. А. Жуковского Л. был переведён в Гродненский гусарский полк, стоявший
под Новгородом, но по пути к месту новой службы задержался в столице; весной
возвращён в лейб-гвардии Гусарский полк. Два года, проведённые Л. в Петербурге
(1838- 1840),- время расцвета его таланта.


Стихи Л. стали регулярно появляться
в печати. Большой успех имела ист. поэма "Песня про царя Ивана Васильевича..."
(опубл. в 1838 без имени автора, не пропущенного цензурой). Л. сблизился
с редакцией журн. "Отечественные записки", познакомился с Белинским. В
февр. 1840 за дуэль с Э. Барантом, сыном франц. посла, Л. был предан воен.
суду и снова выслан на Кавказ в действующую армию. Как участник тяжёлого
сражения при р. Валерик в Чечне он дважды представлялся к наградам, но
царь, не желая облегчить участь поэта, отклонил эти представления. В февр.
1841 Л. был разрешён короткий отпуск в столицу для свидания с Е. А. Арсенье-
вой, но вскоре, полный мрачных предчувствий, он вынужден был снова отправиться
в полк. В последние месяцы жизни Л. создал свои лучшие стихи - "Родина",
"Утёс", "Спор", "Листок", "Нет, не тебя так пылко я люблю...". Последнее
произв. поэта - "Пророк". По пути в полк Л. задержался для лечения в Пятигорске.
Тайные недоброжелатели, хорошо знавшие, как относятся к Л. в придворных
кругах, способствовали возникновению ссоры Л. с офицером Н. С. Мартыновым
и не предотвратили дуэль, закончившуюся убийством поэта. По поводу этой
трагич. смерти Белинский писал: "...Новая, великая утрата осиротила бедную
русскую литературу" ("Отечественные записки", 1841, № 9, отд. 6, с. 2).
Л. был похоронен на городском кладбище в Пятигорске 17(29).7.1841. Позднее
гроб с телом Л. был перевезён в с. Тарханы и 23.4(5.5).1842 погребён в
семейном склепе Арсеньевых.


Л. выступил в рус. лит-ре как наследник
и продолжатель Пушкина, в эпоху, когда дворянская революционность (после
разгрома декабристского движения в 1825) искала новых путей развития. Уже
юношеская поэзия Л. была проникнута страстной мечтой о свободе, содержала
призывы к действию (стих. "Жалобы турка", "Монолог"). Ослабление обществ,
движения окрасило его творчество в пессимистич. тона, но тогда же начал
складываться и острокритич. взгляд поэта на современность; уже в ранних
стихах нашла выражение его тоска по идеалу. Развивая многие художеств,
принципы Пушкина, Л. выразил новый этап в развитии рус. обществ, сознания,
и это определило глубокое своеобразие его поэзии, тонко отмеченное Белинским:
"Нигде нет пушкинского разгула на пиру жизни; но везде вопросы, которые
мрачат душу, леденят сердце... Да, очевидно, что Лермонтов поэт совсем
другой эпохи и что его поэзия -совсем новое звено в цепи исторического
развития нашего общества" (Поли. собр. соч., т. 4, 1954, с. 503). Творчество
Л. питали традиции романтич. лирики декабристов, ему была близка мятежная
поэзия Дж. Г. Байрона. Особенности ро- маитич.иск-ва отвечали индивидуальному
складу Л.-поэта, помогли ему выразить свободолюбивые и мятежные идеалы,
утвердить идею свободы личности. Лермонтовский романтизм, далёкий от всякой
созерцательности, наполнен трагически обострённым чувством, напряжённой
мыслью; при этом он включает элементы реалистического видения мира, постепенно
занимавшие всё большее место в поэзии Л. Так, в основе романтич. поэмы
"Мцыри" (1839) - реальный сюжет из кавк. жизни того времени и острозлободневная
идейная коллизия: вольный горец взят в плен царским генералом и заточён
в монастырь; его неукротимая жажда свободы становится ярким выражением
протеста против всякого гнёта и подавления личности. Показательна творческая
история поэмы "Демон", над к-рой Л. работал с 1829 почти до конца жизни:
условно-романтич. обстановка постепенно уступала в ней место жизненно конкретным
описаниям; с каждым новым вариантом всё более прояснялась гл. цель автора
- создать в образе Демона грандиозное аллегорич. воплощение мятежа личности
против несправедливости "мирового порядка". Передовые современники именно
так восприняли филос. смысл "Демона", явившегося вершиной рус. романтич.
поэзии. В то же время в последних редакциях поэмы всё более отчётливо раскрывается
бесперспективность эгоцентрич. "демонизма", усиливаются мотивы духовного
возрождения - через любовь души, "открытой для добра".


Со 2-й пол. 30-х гг. творчество Л.
становится многообразнее по содержанию, богаче в жанровом и стилистич.
отношении. Работая над новыми романтич. поэмами, Л. одновременно пишет
сти- хотв. повести из совр. жизни ("Сашка", "Тамбовская казначейша"), в
к-рых изображение быта и нравов приобретает са- тирич. характер. В поэтич.
мир Л. входят большие вопросы современности, раздумья о судьбе поколения
("Дума", 1838), о трагич. одиночестве свободолюбивого человека, о нравств.
состоянии общества. В стих. "Поэт" (1838) Л. провозглашает высокие идеалы
гражд. поэзии, к-рая должна воспламенять "бойца для битвы". С нарастанием
реалистич. элементов связано также утверждение в творчестве Л. нар. темы,
обращение к устной эпич. поэзии, воссоздание рус. нар. характера ("Песня
про царя Ивана Васильевича...", "Бородино", 1837, "Завещание", 1840, "Родина",
1841).


Торжеством лермонтовского реализма
явился роман "Герой нашего времени" (1840), насыщенный глубоким обществ.
и психологич. содержанием. Художеств, открытием непреходящего значения
стал образ гл. героя романа - Печорина, к-рый показан на широком фоне жизни
рус. общества. Средствами реалистич. письма Л. обнажает в своём герое трагич.
противоречие между глубиной его натуры и бесплодностью действий. Идейно-
гворч. зрелость Л. сказалась и в художеств, новаторстве романа, в совершенстве
его композиции, в тонком, психологически мотивированном раскрытии характеров
и душевной жизни персонажей, в несравненном по своей точности и чистоте
языке, к-рым восхищались Н. В. Гоголь, Л. Н. Толстой, А. П. Чехов.


В творчестве Л. тесно переплелись
гражданские, философские и субъективные, глубоко личные мотивы. Он внёс
в русскую поэзию "железный стих", отмеченный небывалой прежде энергией
выражения мысли. Отвечая насущным потребностям духовной жизни рус. общества
и освободит, движения, поэзия и проза Л. подготавливали новый расцвет отечественной
лит-ры. Влияние Л. прослеживается в творчестве Н. А. Некрасова, И. С. Тургенева,
Л. Н. Толстого, Ф. М. Достоевского, а также в сов. поэзии (А. А. Блок,
В. В. Маяковский). Его драматургия сыграла значит, роль в развитии театр,
иск-ва. Наследие Л. нашло многообразную интерпретацию в живописи, театре,
кинематографе. Его стихи обогатили рус. музыку, послужив основой для оперного
("Демон" А. Г. Рубинштейна), симфонического ("Утёс" С. В. Рахманинова,
"Три пальмы" А. А. Спендиарова) и романсного (А. С. Даргомыжский, М. А.
Балакирев и др.) творчества, стали нар. песнями ("Выхожу один я на дорогу.
.").


Сов. наука - лермонтоведение - много
сделала для изучения жизни Л. и сложной идейно-художеств. проблематики
его творчества. Осуществлена большая текстологич. и комментаторская работа;
на основании материалов, неизвестных или недоступных прежним исследователям,
почти заново воссоздана биография поэта. Мемориальные музеи Л. созданы
в с. Лермонтово Пензенской области, где прошли детские годы поэта, и в
г. Пятигорске, где Л. провёл последние месяцы своей жизни.


С о ч.: Поли. собр. соч., т. 1-5,
П., 1910 - 13; Поли. собр. соч., т. 1 - 5, М.- Л., 1935-37; Сочинения,
т. 1-6, М. - Л., 1954-57; Собр. соч., т. 1-4, М., 1964-65.


Лит.: Белинский В. Г., М. Ю. Лермонтов.
Статьи и рецензии, 2 изд., Л., 1941; Висковатый П. А., М. Ю. Лермонтов.
Жизнь и творчество, М., 1891; Венок М. Ю. Лермонтову. Юбилейный сб., М.-
П., 1914; Дурылин С. Н., Как рабо-ал Лермонтов, М., 1934; Кирпотин В. Я.,
Политические мотивы в творчестве Лермонтова, М., 1939; Гинзбург Л. Я.,
Творческий путь Лермонтова, Л., 1940; Розанов И. Н., Лермонтов - мастер
стиха, М., 1942; Бродский Н. Л., М. Ю. Лермонтов. Биография, т. 1, 1814-1832,
М., 1945; Андреев-Кривич С. А., Лермонтов. Вопросы творчества и биографи-и,
М., 1954; Соколов А. Н., М. Ю. Лермонтов, 2 изд., М., 1957; Михайлова Е.
Н., Проза Лермонтова, М., 1957; Эйхенбаум Б. М., Статьи о Лермонтове, М.
- Л., 1961; Латышев С., Мануйлов В., Как погиб Лермонтов, "Русская литература",
1966, №2; Андроников И. Л., Лермонтов. Исследования и находки, 2 изд.,
М., 1967; Мануйлов В. А., Летопись жизни и творчества М. Ю. Лермонтова,
М.- Л., 1964; Г е р ш т е и н Э. Г., Судьба Лермонтова, М., 1964; Максимов
Д. Е., Поэзия Лермонтова, М.-Л., 1964; Г р и г о- р ь я н К. Н., Лермонтов
и романтизм, М.-Л., 1964; Творчество М. Ю. Лермонтова. [Под ред. У. Фохта],
М., 1964; М. Ю. Лермонтов в воспоминаниях современников, М., 1964; Виноградов
И., Философский роман Лермонтова, "Новый мир", 1964, № 10; М е г s е г
е a u J., М. Lermontov, Carbondale (111.), 1962; G a n е Т., Lermontov,
Buc., 1963; Op itz R., Etappen im Schaffensweg Lermontovs, "Zeitschrift
fur Slawistik", 1963, Bd 8, H. 4, S. 571-82; К е m p a W. A., Lermontow
w Polsce. Szkis bibliograficzay, "Slavia orientalis", 1964, № 4, s. 459-80;
M. J. Lermontov v ces- ke literature. Bibliografie, Praha, 1965; M a- нуйлов
В. А., Гиллельсон М. И., В а ц у р о В. Э., М. Ю. Лермонтов. Семинарий,
Л., I960; Кандель Б. Л., Библиография переводов романа "Герой нашего времени"
на иностранные языки, в кн.: Лермонтов М. Ю., Герой нашего времени, М.,
1962; История русской литературы XIX в. Библиографический указатель, М.-
Л., 1962; М. Ю. Лермонтов. Рекомендательный указатель литературы, Л., 1964.
В. В. Жданов.


М. Ю. Лермонтов.


М. Ю. Лермонтов. "Мцыри". Илл. Ф.
Д. Константинова (гравюра на дереве; по изд. 1940).


М. Ю. Лермонтов. "Казначейша". Фронтиспис
М. В. Добужинского (по изд. 1913).


М. Ю. Лермонтов. "Маскарад". Илл.
Н. В. Кузьмина (тушь, акварель; по изд. 1949).




А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я