ЛЕСКОВ
Николай Семёнович Г4(16).2.
1831, с. Горохове, ныне Орловской обл.,- 21.2(5.3).1895, Петербург], русский
писатель. Род. в семье мелкого чиновника. Учился в Орловской гимназии.
С 16 лет начал работать чиновником в Орле, затем в Киеве. Несколько лет
был помощником управляющего крупными имениями, много ездил по стране. В
1861 переселился в Петербург. Писательскую деятельность начал со статей
и фельетонов. В 60-е гг. Л. создаёт ряд прекрасных реалистических рассказов
и повестей: "Погасшее дело" (1862), "Язвительный" (1863), "Житие одной
бабы" (1863), "Леди Макбет Мценского уезда" (1865), "Воительница" (1866),
пьесу "Расточитель" (1867) и др., в к-рых широко показана рус. жизнь. В
то же время одна из ранних статей Л. (1862) - о петерб. пожарах - послужила
началом его длит, полемики с ре- волюц. демократией. Рассказ "Овцебык"
(1863), романы "Некуда" (1864; под псевд. М. Стебницкий) и "Обойдённые"
(1865) направлены против "новых людей"; Л. пытается доказать тщетность
и беспочвенность усилий революц. лагеря, создаёт шаржированные типы нигилистов
- в повести "Загадочный человек" (1870) и особенно в романе-пасквиле "На
ножах" (1870-71). Сам Л. не считал себя антинигилистом, ссылаясь на то,
что в его романах есть образы нигилистов идеальных.
В сер. 70-х гг. в мировоззрении Л.
происходит заметный перелом. В повести "Смех и горе" (1871) он сатирически
изображает социальную действительность царской России. В это время Л. начинает
создавать целую галерею типов праведников - могучих духом, талантливых
патриотов рус. земли: роман "Соборяне" (1872), повести и рассказы "Очарованный
странник", "Запечатленный ангел" (обе - 1873), "Несмертельный Голован"
(1880), "Печерские антики" (1883), "Однодум" (1889) и др. Праведники Л.
не сочувст- вователи, а борцы, отдающие себя людям; они - из самой гущи
народной. М. Горький писал по этому поводу: "После злого романа „На ножах"
литературное творчество Лескова сразу становится яркой живописью или, скорее,
иконописью,- он начинает создавать для России иконостас ее святых и праведников.
Он как бы поставил себе целью ободрить, воодушевить Русь, измученную рабством...
В душе этого человека странно соединялись уверенность и сомнение, идеализм
и скептицизм" (Собр. соч., т. 24, 1953, с. 231, 233). В творчестве Л. чрезвычайно
сильны мотивы нац. самобытности рус. народа, вера в его творч. силы: сатирич.
повесть "Железная воля" (1876), "Сказ о тульском косом Левше и о стальной
блохе" (1881) и др. Левша в "Сказе..." противостоит миру злых кукол, облечённых
властью; и хотя судьба его трагична, моральная победа' остаётся за ним.
Необычайно оригинален и красочен язык "Сказа...". Герой переосмысливает
комически и сатирически язык чуждой ему среды, трактует многие понятия
по-своему, создаёт новые словосочетания. Тема гибели народных талантов
на Руси с проникновенным лиризмом раскрыта Л. в повести "Тупейный художник"
(1883). Сближение писателя с демократич. лагерем в 80-90-е гг. 19 в. усиливается.
Л. идёт по пути углубления критики социального строя царской России, подвергая
пересмотру многие свои взгляды и убеждения. В рассказах "Человек на часах"
(1887), "Простое средство" (опубл. 1917), "Административная грация" (опубл.
1934) и мн. др. Л. раскрывает произвол гос. аппарата самодержавия, единение
реакц. сил в борьбе с инакомыслящими. Много' места уделяет Л. изображению
морального облика буржуа: "Чертогов" (1879, под названием "Рождественский
вечер у ипохондрика"), "Отборное зерно" (1884), "Грабёж" (1887), "Полунощ-
ники" (1891) и др. В жанре острой политической сатиры написаны повести
"Зимний день" (1894), "Дама и фефёла" (1894) и др. Но идеал Л. не революционер,
а просветитель, пытающийся усовершенствовать обществ, строй при помощи
морального убеждения, пропаганды евангельских идеалов добра и справедливости.
Последняя повесть Л. "Заячий ремиз" (1891-94, опубл. 1917) - сатира на
политич. реакцию 80-90-х гг. Используя средства гиперболы, гротеска и сатирич.
фантастики, Л. создаёт жуткую картину деятельности охранителей, помешавшихся
на ловле "сицилистов".
Л. тщательно изучал безбрежную стихию
нар. языка; его повествоват. стиль характеризуется использованием нар.
речений, жаргонных словечек, варваризмов и неологизмов, богатого лексикона
вымышленных слов, сатирически переосмысливающих общепринятые понятия. Сплав
лит. и нар. языка образует неповторимо яркую и живую сказовую манеру Л.,
в к-рой образ раскрывается посредством его речевой характеристики. По повести
Л. "Леди Макбет Мцен- ского уезда" Д. Д. Шостакович создал одноим. оперу
(1934; возобновлена в 1962 под назв. "Катерина Измайлова").
С о ч.: Собр. соч., т. 1-12, СПБ,
1889 - 1896; Поли. собр. соч., 3 изд., т. 1 - 36, СПБ, 1902-03; Собр. соч.,
т. 1 - 11, М., 1956 - 58.
Лит.: Фаресов А. И., Против течений.
Н. С. Лесков, СПБ, 1904; Волынский А. Л., Н. С. Лесков, 2 изд., П., 1923;
Г р о с с м а н Л. П., Н. С. Лесков, М., 1945; Г е б е л ь В. А., Н. С.
Лесков. В творческой лаборатории, М., 1945; Л е с к о в А. Н., Жизнь Николая
Лескова, М., 1954; Д р у г о в Б. М., Н. С. Лесков, 2изд., М., 1961; Горячки
на М. С., Сатира Лескова, М., 1963; Плещу нов Н. С., Романы Лескова "Некуда"
и "Соборяне", Баку, 1963; Русские писатели. Биобиблиографический словарь,
М., 1971. М. С. Горячкина.
Н. С. Лесков. "Леди Макбет Мценского
уезда". Илл, Б. М. Кустодиева (тушь, перо; 1923).
Н. С. Л е с к о в. "Левша". Титульный
лист Н. В. Кузьмина (тушь, акварель; . . изд. 1961).
Н. С. Лесков.
А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я