ЛЕСНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
совокупность
юрид. норм, регулирующих отношения, связанные с использованием лесов. Советское
Л. з. направлено на обеспечение рационального использования, охраны, воспроизводства
и повышения продуктивности лесов, а также на охрану соответствующих прав
предприятий, организаций, учреждений и граждан. Первым актом советского
Л. з. был декрет СНК РСФСР "О лесах" (1918), регламентировавший использование
и охрану лесов, национализированных на основании Декрета о земле (1917).
В 1923 2-я сессия ВЦИК утвердила лесной кодекс РСФСР, в том же году были
приняты и введены в действие лесной кодекс БССР и лесной закон УССР, в
1924 - лесные кодексы Груз. ССР и Азерб. ССР, в 1928 - Узб. ССР. Дальнейшее
развитие Л. з. шло по пути издания правовых актов по отд. вопросам ведения
лесного хозяйства и использования лесов, их охраны и т. д., гл. обр. в
форме постановлений пр-ва Союза ССР и пр-в союзных республик.
Конституция СССР (ст. 14) относит
к компетенции Союза ССР установление Основных начал пользования лесами,
к компетенции союзных республик относится издание спец. лесных кодексов
(взамен устаревших кодексов 20-х гг.). Нормы Л. з. содержатся также в различных
нормативных актах, принимаемых местными Советами, министерствами и ведомствами.
В соответствии с Конституцией СССР
леса являются гос. собственностью (т. е. всенародным достоянием). Это значит,
что леса в СССР состоят в исключит, собственности гос-ва и предоставляются
организациям, предприятиям и отд. гражданам только в пользование. Действия,
в прямой или скрытой форме нарушающие право гос. собственности, запрещаются
законом. Гос. собственность на леса составляет основу лесных отношений
в СССР и служит гл. предпосылкой рационального использования лесов, их
планомерного воспроизводства и охраны.
Все леса СССР (естеств. происхождения
и искусственно созданные) составляют Единый государственный лесной фонд.
Он включает леса гос. значения (в т. ч. городские леса, леса, закреплённые
за предприятиями, организациями и учреждениями в научных, учебных и иных
целях, и леса заповедников) и колхозные леса, находящиеся в границах землепользования
колхоза и зарегистрированные в соответствующих земельно-учётных документах.
В состав гос. лесного фонда не входят древесно-кустарниковая растительность
и насаждения, произрастающие на землях с.-х. назначения, на полосах отвода
жел. и автомоб. дорог и каналов, в городах и др. населённых пунктах (вне
земель, занятых городскими лесами), на приусадебных, дачных и садовых участках.
Законодательство разграничивает компетенцию
Союза ССР и союзных республик в области регулирования лесны-х отношений.
К ведению Союза ССР относится распоряжение гос. лесным фондом в пределах,
необходимых для осуществления предусмотренных Конституцией СССР полномочий,
установление осн. положений, правил и норм пользования лесами, воспроизводства,
повышения продуктивности и охраны лесов, размера лесосечного фонда СССР,
порядка его распределения и отпуска леса на корню и др. В ведение союзной
республики входит распоряжение лесами, расположенными на территории данной
республики, установление порядка пользования ими, регулирование всех вопросов
лесных отношений, не отнесённых к компетенции Союза ССР.
По естественно-природным и экономич.
признакам леса гос. значения делятся на три группы. Леса первой группы-
это в основном леса защитного назначения (водоохранные, почвозащитные,
горные леса, на крутых склонах и т. д.), а также курортные леса, леса зелёных
зон, заповедников и т. п. Вторую группу образуют леса, имеющие и защитное,
и пром. значение. Это леса р-нов с недостаточной лесистостью и с высокой
плотностью населения, развитой сетью ж. д. Третью группу составляют леса
лесоиз- быточных районов (за исключением лесов, отнесённых к первой группе),
составляющие осн. лесоэксплуатационный фонд страны. Колхозные леса могут
быть отнесены только к первой или второй группе. Порядок отнесения лесов
к той или иной группе и перевод их из одной группы в другую, а также порядок
ведения лесного хозяйства в них определяются Сов. Мин. СССР. Гос-вом регламентирован
порядок размещения, проектирования, строительства и ввода в эксплуатацию
предприятий и др. объектов, влияющих на состояние лесов, порядок производства
работ, не связанных с ведением лесного х-ва и осуществлением лесных пользовании.
При соблюдении предусмотренных законом
требований допускаются след, виды пользования лесами и землями гос. лесного
фонда (т. н. лесные пользования): заготовка древесины , живицы и древесных
соков, а также второстепенных лесных материалов (луба, коры и т. п.); сенокошение,
пастьба скота, заготовка и сбор дикорастущих плодов, орехов, грибов, ягод,
лекарств, и технич. растений и др. т. н. побочные пользования; пользование
лесом в культурно-оздоровит. целях и для нужд охотничьего х-ва. Все граждане
имеют право собирать дикорастущие плоды, орехи, грибы, ягоды и т. п. (общедоступные
пользования); при этом они обязаны соблюдать правила пожарной безопасности,
не ломать и не рубить деревья и кустарники, не разорять муравейники и гнездовья
птиц, не засорять лес и т. д. В нек-рые леса доступ может быть ограничен
в связи с установлением в них спец. режима и порядка пользования. Каждый
вид лесс- пользования (за исключением общедоступного) допускается только
по спец. разрешениям - лесорубочным билетам (ордерам) или лесным билетам
и имеет целевой характер. В случаях, предусмотренных законодательством,
права лесопользователей могут быть ограничены в гос. интересах, а также
в интересах других лесопользователей. Осуществление лесных пользовании
для извлечения нетрудовых доходов запрещается.
Применительно к различным видам лесопользования
законодательством устанавливаются обязанности лесопользователей: осуществлять
работы способами, не причиняющими вреда лесам и естеств. лесовозобновлению;
проводить противопожарные мероприятия и тушение лесных пожаров; не допускать
потерь древесины при её заготовке, вывозке, сплаве, разделке и переработке;
очищать лесосеки, приводить за свой счёт земельные участки в состояние,
пригодное для лесовосстановления и иных нужд лесного х-ва. Запрещается
оставлять на лесосеках недорубы, расходовать ценную деловую древесину на
временные производств, сооружения и т. д.
Особый порядок лесопользования предусматривается
в лесах гос. значения и в колхозных лесах. Так, городские леса используются
в основном в культурных и оздоровит, целях, заготовка древесины (в порядке
рубок главного пользования), заготовка живицы и пастьба скота в них запрещены,
могут быть запрещены и др. виды лесных пользовании, если они не совместимы
с организацией отдыха населения. В закреплённых лесах и заповедниках могут
быть ограничены или полностью запрещены все или отд. виды лесных пользовании,
если это необходимо для выполнения тех задач, к-рые возложены на соответствующие
организации.
Порядок ведения х-ва и лесопользования
в колхозных лесах определяется положением "О колхозных лесах", утверждаемым
Сов. Мин. СССР. Эти леса предназначаются для удовлетворения потребностей
обществ, х-ва колхозов и нужд колхозников в древесине, в побочных пользованиях,
для развития лесных промыслов; кроме того, они выполняют полезащитные,
противоэрозионные, водоохранные и др. функции. Колхозы в закреплённых за
ними лесах осуществляют все виды лесных пользовании бесплатно (в пределах
установленного размера ежегодного пользования), члены колхоза - на льготных
условиях или бесплатно. Колхоз может передавать свои права другим лесопользователям,
взыскивая плату за заготовленную ими продукцию по таксе, установленной
для лесов гос. значения.
Все леса подлежат охране от пожаров,
незаконных порубок и др. действий, причиняющих ущерб лесному х-ву, защите
от вредных насекомых и болезней. Мероприятия по охране и защите лесов предусматриваются
в гос. планах развития нар. х-ва. Для охраны и защиты лесов в СССР организованы
служба Гос. лесной охраны, службы лесной охраны министерств и ведомств,
на к-рые возложено ведение лесного х-ва, городских Советов депутатов трудящихся,
колхозов. Органы Гос. лесной охраны СССР имеют широкие полномочия по пресечению
и предупреждению нарушений правил охраны и защиты лесов. Все сделки, в
прямой или скрытой форме нарушающие право гос. собственности на леса, признаются
недействительными. Виновные в совершении таких сделок, а также в незаконной
рубке леса, повреждении деревьев и кустарников, в нарушении требований
пожарной безопасности в лесах и др. несут уголовную или адм. ответственность
(см., напр., УК РСФСР, статьи 98, 99, 169). Лица, виновные в нарушении
правил пожарной безопасности в лесах, подвергаются штрафу, налагаемому
в адм. порядке (см. Правила пожарной безопасности в лесах СССР, утверждённые
Советом Министров СССР 18 июня 1971, СП СССР, 1971, № 12, ст. 89).
Предприятия, организации, учреждения
и граждане обязаны возместить ущерб, причинённый нарушением Л. з., в размерах
и в порядке, установленных постановлением Совета Министров СССР от 21 авг.
1968 "О порядке и размерах материальной ответственности за ущерб, причинённый
лесному хозяйству" (СП СССР, 1968, № 16, ст. 111). На основании этого постановления
26 марта 1969 издана инструкция Гос. комитета лесного хозяйства СССР "О
порядке привлечения к ответственности за лесонару- шения в лесах СССР".
Незаконно добытая древесина и иная продукция подлежат изъятию и передаче
предприятию, организации или учреждению, на к-рое возложено ведение лесного
хозяйства, либо лесопользователю, права к-рого нарушены (при невозможности
изъятия взыскивается стоимость незаконно добытой продукции). Лесопользователям
при нарушении ими установленного порядка пользования лесами может быть
временно, впредь до устранения нарушений, запрещена заготовка древесины
или осуществление иных видов лесопользования. Такая же мера может быть
применена в отношении лесозаготовит. предприятий, уклоняющихся от проведения
работ по лесовосстановлению. Деятельность предприятий, организаций и учреждений,
представляющая опасность для состояния лесов в связи с невыполнением ими
тех- нологич., санитарных и др. требований, может быть временно запрещена.
В зарубежных социалист и ч. странах
леса, как правило, национализированы полностью (в МНР и Болгарии) или почти
полностью (частично допускается личная собственность и собственность с.-х.
кооперативов). Порядок использования лесов и их охраны определяется законами,
кодексами и др. правовыми актами. Так, в Болгарии лесопользование и охрана
леса регулируются законом о лесах от 7 нояо. 1958 и спец. правилами, утверждёнными
постановлениями Сов. Мин. Болгарии 12 дек. 1960. В Румынии в 1962 принят
спец. кодекс о лесах. В Чехословакии имеется подробный закон о лесах и
лесном хозяйстве (1960). В Польше основным актом Л. з. является закон о
гос. лесном хозяйстве (1949), в 1971 принят закон об охране земельных и
лесных угодий и рекультивации земель. В Венгрии закон о лесах и охотничьем
хозяйстве (1961) регламентирует порядок решения вопросов, связанных с лесопользованием,
уходом за лесом, расширением площади лесов и усилением охраны лесных массивов.
Пользование лесами и их охрана в ГДР осуществляются в рамках территориального
и хозяйственно-отраслевого планирования в соответствии с годовыми планами.
В капиталистич. странах, где господствует
частная собственность, отношения по владению и пользованию лесами регулируются
нормами гражд. права. Однако угроза истощения лесов вследствие их частнособственнич.
эксплуатации и связанные с этим неблагоприятные изменения окружающей природной
среды вынуждают бурж. гос-во ограничивать права собственников, приобретать
в собственность гос-ва значит, массивы лесов для охраны природных комплексов.
В США при общей площади лесов 292,7 млн. га более половины составляют товарные
леса, принадлежащие частным собственникам (4,5 млн. лесовла- дельцев).
Леса культурно-оздоровит. значения (национальные леса) в основном принадлежат
roc-ву и находятся в ведении Лесной службы Мин-ва с. х-ва. В 1960 был принят
закон о многоцелевом использовании и поддержании постоянного уровня выхода
продукции с площади национальных лесов, в 1969 - закон об охране национальных
лесов. Имеются различные гос. организации, осуществляющие контроль за использованием
и охраной лесов. Мероприятия по внедрению рационального лесопользования
и охране лесов проводят лесо- пром. компании, вынужденные заботиться о
сохранении лесных ресурсов для обеспечения потребностей в древесине. Напр.,
целлюлозно-бумажными компаниями США разработаны программы, поощряющие частных
лесовладельцев, применяющих наиболее совр. методы ведения лесного х-ва.
В ряде штатов США существуют законы, требующие от частных владельцев проведения
на принадлежащих им лесных площадях мер, направленных на обеспечение постоянной
продуктивности лесов, и одновременно использования их для отдыха населения,
защиты почв от эрозии и т. п.
В большинстве капиталистич. гос-в
Зап. Европы также существует законодательство, ограничивающее права частных
собственников в целях охраны лесов. В Финляндии, Норвегии, Швеции, Дании,
Швейцарии и др. центральные и местные органы власти имеют право принудительно
выкупать участки леса для организации национальных парков и резерватов,
для обеспечения гос. нужд, организации отдыха населения. Я. И, Краснов,
О, С. Колбасов.
А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я