ЛЕСОВОЗНЫЕ ДОРОГИ
предназначаются
для вывозки с лесосек леса в виде круглых сортиментов, хлыстов или деревьев
до мест складирования и переработки. По виду подвижного состава, функционирующего
на Л. д., их подразделяют на рельсовые, автомобильные, тракторные, конные.
Л.д. обычно примыкают или к железным дорогам, или к водным путям, по к-рым
древесина доставляется потребителям. В зависимости от срока эксплуатации
различают постоянные (магистрали и ветки) и временные (усы) Л. д. Магистральный
путь - осн. участок Л. д., связывающий лесной массив с нижним лесным складом
весь период эксплуатации лесосырьевой базы предприятия. Ветка - ответвление
магистрали, обслуживает часть лесосырьевой базы в течение неск. лет. Ус
- временный лесовозный путь со сроком эксплуатации не более года, примыкает
к ветке или магистрали и предназначается для освоения отд. лесосек. Крупные
комбинаты или лесопромышл. комплексы, осуществляющие полную переработку
древесины, связываются с лесозаготовит. предприятиями т. н. грузосборочными
Л. д. В нач. 70-х гг. в СССР 70-75% заготовляемой древесины вывозилось
по автомобильным дорогам, 20-25% по рельсовым и около 5% по остальным видам
дорог (в основном по тракторным). Для транспортировки леса применяют автомобили
(ЗИЛ, МАЗ, КрАЗ) со спец. прицепным составом: полуприцепами и роспусками.
Простейший тип автомобильных Л. д. - грунтовые дороги. В периоды распутицы
и в дождливое время они становятся непроезжими. На труднопроходимых участках
грунтовых Л. д. в отд. случаях устраивают деревянные лежневые покрытия
из брёвен, пластин и т. д. Более надёжны гравийные и щебеночные дороги,
имеющие на земляном профилированном полотне песчаную подушку (50-70 см)
и слой гравия или щебня (20-40 см). По ним допускается движение автопоездов,
транспортирующих более 35 м3 древесины. Для упрочнения (стабилизации)
грунтов на проезжей части дороги в них иногда вводят вяжущие органич. или
минеральные добавки (битумы, пеки, известь и др.); надёжны Л. д. с покрытием
из железобетонных плит. В 1971 в СССР функционировало более 25 тыс. км
Л. д. постоянного действия. К Л. д. сезонного действия относятся снежные,
снежно-ледяные и ледяные дороги. Для таких Л. д. в летний период очищается
и планируется земляное полотно; перед наступлением заморозков оно проминается.
Зимой проводится уплотнение снега (снежные дороги) или поливка водой (снежно-ледяные
дороги). При сооружении ледяных Л. д. на грунт намораживают лёд.
Рельсовые Л. д. бывают с нормальной
шириной колеи (1524 мм) и с узкой (750 мм). В СССР распространены узкоколейные
Л. д., количество к-рых достигает 400; общая протяжённость их более 20
тыс. км. Узкоколейные Л. д. постоянного действия имеют нижнее и верхнее
строение пути; при стр-ве временных дорог шпалы и рельсы укладывают на
упрощённое нижнее строение. Для вывозки сортиментов в качестве прицепного
состава используют платформы (грузоподъёмностью 8-20 т), а для хлыстов
- вагоны-сцепы (24-25 т). См. также Дорожностроительные работы. Д. К. Воевода,
В. И. Алябьев.
А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я