ЛЕСОХОЗЯЙСТВЕННОЕ И ЛЕСОТЕХНИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
система подготовки инженеров, техников и квалифицированных
рабочих для лесного х-ва; заготовки, вывозки и сплава леса; механич. и
химич. обработки и переработки древесины; конструирования и эксплуатации
машин, механизмов и оборудования; автоматизации и комплексной механизации
процессов лесозагото- вит. и деревообр. предприятий, а также для химико-технологич.
предприятий, работающих на древесном сырье.
Систематич. лесное образование в
России началось с организации в 1803 лесного уч-ща в Царском Селе (ныне
г. Пушкин), к-рое после ряда преобразований получило назв. Петерб. лесного
ин-та (ныне Ленинградская лесотехническая академия им. С. М. Кирова). Помимо
Петерб. лесного ин-та, лесоводов с высшим образованием готовили Петровская
земледельческая и лесная академия, осн. в 1865 (ныне Московская сельскохозяйственная
академия им. К. А. Тимирязева), и Новоалександ- рийский ин-т сельского
х-ва и лесоводства, осн. в 1869. Единственным средним лесным уч. заведением
было Ли- синское уч-ще близ Петербурга (1875- 1888). Важную роль в лесном
х-ве России играли объездчики, лесные кондукторы и лесники, к-рые готовились
в низших лесных школах с 2-летним сроком обучения. Первые школы этого типа
были открыты в 1834; они размещались в небольших городах, селениях, лесничествах.
В 1913 в России было 43 школы; за 1888-1913 лесные школы окончило ок. 5
тыс. чел., преимущественно дети крестьян. В Петербургском лесном институте
и Петровской академии работали известные учёные Н. В. Шелгунов, А. Ф. Руд-
зкий, Г. Ф. Морозов, Д. Н. Кайгоро- дов, М. К. Турский, К. А. Тимирязев,
Л. А. Иванов, В. Н. Сукачёв, М. Е. Тка- ченко, М. М. Орлов и др. Созданные
науч. школы во многом способствовали развитию естествознания и лесохозяйств.
наук. Высшее лесохозяйственное образование имело в основном биологический
уклон. Формирование науч. технологии выращивания леса, комплексной механизации
лесозаготовок, деревообработки и химич. переработки древесины только начиналось.
Коренные количеств, и качеств, изменения
в лесном образовании произошли после Октябрьской революции 1917. В 1918-22
Сов.
правительство приняло ряд декретов и постановлений, направленных на укрепление
и развитие лесной пром-сти и лесного х-ва, на обеспечение их квалифицированными
кадрами. Для подготовки специалистов с высшим Л. и л. о. были организованы
лесохозяйств. ф-ты в Воронежском с.-х. ин-те (1918) и Казанском ун-те (1920),
в 1919 создан Московский лесотехнич. ин-т, с 1923 Пет- рогр. лесной ин-т
перешёл на подготовку лесных инженеров разных специальностей. В 1929 открылся
лесотехнич. ин-т в Архангельске, в 1930 лесотехнич. ин-ты в Свердловске
(Уральский), Красноярске, Воронеже, Йошкар-Оле (Поволжский), в 1945 во
Львове. За годы Сов. власти была создана широкая сеть лесо- хоз. и лесотехнич.
техникумов. Становление и совершенствование сов. лесной и лесотехнической
науки и образования связано с деятельностью профессоров А. В. Тюрина, Н.
П. Анучина, И. С. Мелехова, С. Н. Римского-Корсакова, А. С. Яблокова, Д.
А. Попова, Н. Н. Чулицкого, В. П. Тимофеева, М. А. Дешевого, С. Ф. Орлова,
П. П. Пациора и др. В 1972 инженеров для лесной пром-сти и лесного х-ва
готовили ок. 30 вузов: Ленинградская лесотехническая академия им. С. М.
Кирова, Московский, Архангельский им. В. В. Куйбышева, Уральский (в Свердловске),
Воронежский и Львовский лесотехнич. ин-ты, Ленинградский технологич. ин-т
целлюлозно- бумажной пром-сти, Сибирский (в Красноярске), Брянский, Белорусский
им. С. М. Кирова (в Минске) технологические, Хабаровский и Поволжский (в
Йошкар-Оле) политехнич. ин-ты, а также ряд др. отраслевых вузов, в основном
с.-х. профиля. Высшее Л. и л. о. включает специальности: лесное х-во, лесоинженерное
дело, технология деревообработки, технология переработки пластич. масс,
химич. технология древесины, химич. технология целлюлозно- бумажного произ-ва,
машины и механизмы лесной и деревообр. пром-сти, машины и аппараты целлюлозно-бумажного
производства, автоматизация и комплексная механизация технологических процессов,
экономика и организация лесной пром-сти и лесного х-ва, экономика и организация
деревообр. и целлюлозно- бумажной пром-сти. Подготовку кадров со средним
Л. ил. о. (по 24 специальностям) в 1972 осуществляли 78 специализированных
лесных, лесотехнич., лесо- механич. и др. техникумов .Мин-ва лесной и деревообр.
пром-сти, Мин-ва целлюлозно-бумажной пром-сти СССР, республиканских мин-в
лесного х-ва, а также ок. 100 др. техникумов - политехнич., технологич.,
строит., с.-х., индустриальных. Квалифицированных рабочих для лесного х-ва
и связанных с ним отраслей пром-сти выпускают проф.- технич. уч. заведения
(в 1972 более чем по 70 специальностям св. 300 проф.-тех- нич. уч-щ).
В 1972 на лесных и лесотехнич. специальностях
обучалось: в вузах - 76,5 тыс. чел., в техникумах -47,1 тыс. чел. Выпуск
соответственно составил св. 9 тыс., 10,5 тыс. чел., приём - 16,8 тыс.,
св. 13 тыс. чел.
Подготовка научных и педагогических
кадров с Л. и л. о. ведётся через аспирантуру; право приёма докторских
и кандидатских диссертаций имеют Ленинградская лесотехническая академия,
Московский и Воронежский лесотехнические ин-ты, кандидатских - Уральский
лесотехнический ин-т.
За рубежом центры Л. ил. о.: в ГДР
- в Эберсвальде и Дрездене; в ЧССР - в Праге и Брно; в ПНР - в Варшаве
и Познани; в НРБ - в Софии.
В капиталистич. странах, где самостоятельных
лесохоз. и лесотехнич. вузов, как правило, нет, специалисты этого профиля
обычно подготавливаются на ф-тах, в колледжах, школах, входящих в состав
ун-тов: в США - Йельский, Си- ракьюсский, Джорджийский, Орегонский ун-ты;
в Канаде - ун-ты в Ванкувере, Оттаве; в Швеции - Лесная школа в Стокгольме;
в ФРГ - Мюнхенский ун-т; во Франции - Лесная школа в Нанси.
Лит.: Лес - национальное богатство
советского народа. Сб., под ред. Н. В. Тимофеева, М., 1967, с. 295 - 309;
Крупнейший лесной ВУЗ СССР, М.- Л., 1967; Лесное хозяйство СССР за 50 лет
(1917-1967 гг.), [М.]. 1967; "Известия Высших учебных заведений. Лесной
журнал", 1972, № 6, с. 43-64. Б. Д. Ионов.
А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я