ЛЕССИНГ

ЛЕССИНГ (Lessing) Готхольд
Эфраим (22.1.1729, Каменц, Саксония,-15.2. 1781, Брауншвейг), немецкий
драматург, теоретик искусства и лит. критик-просветитель. Основоположник
нем. классич. лит-ры. Род. в семье пастора. Образование получил в Лейпцигском
(1746-48) и Виттенбергском (1748) ун-тах. Переехав в Берлин, отказался
от духовной или университетской карьеры и от покровительства знати, вёл
полуголодное существование независимого литератора. В 1760-65 секретарь
губернатора Силе- зии, прусского ген. Тауэнцина. Совершил неудавшуюся попытку
основать театр в Гамбурге (1767-68). Окончил свои дни в скромной должности
библиотекаря браун- швейгского герцога. Осн. пафос деятельности Л.- борьба
с идеологией абсолютизма за создание демократич. нац. культуры как средства
политич. объединения страны, уничтожения феодализма и сословности. Утверждая
в ранних анакреонтических песнях право человека на радости жизни, Л. в
баснях и эпиграммах зло высмеивал нравы знати и нем. филистерства. В борьбе
с классицизмом создал первую в Германии семейную "мещанскую" драму "Мисс
Сара Самп- сон" (1755) и комедию с нац. характерами "Минна фон Барнхельм"
(1767), в к-рой просвещённая мораль торжествует над сословными и региональными
предрассудками. В трагедии "Эмилия Галотти" (1772)гневно осудил деспотизм
и произвол феод, князей. Просветительская проблематика определяет и публи-
цистич. деятельность Л. (сотрудничество в газ. -"Фоссише цайтунг", 1751-55;
издание "Театральной библиотеки", 1754- 1758, и др.). Против церк. реакции
и религ. нетерпимости, в защиту гуманности и общечеловеческого равенства
направлена драматич. поэма "Натан Мудрый" (1779). Важнейшая заслуга Л.-
обоснование учения о динамике и полноте отражения жизни как первоосновах
поэзии ("Лаокоон", 1766), защита теоретич. принципов реалистич. театра
и драмы. В борьбе с аристократич. придворным театром Л. отстаивал правдивость
и простоту театр, и драматургич. форм ("Гамбургская драматургия", 1767-69).
В философии Л. явился одним из родоначальников материалистич. традиции
в Германии. Н. Г. Чернышевский посвятил Л. спец. монографию (1857). Высокую
оценку деятельности Л. дали К. Маркс, Ф. Энгельс, Ф. Ме- ринг. В 1888-1943
в Берлине существовал "Лессинг-театр".


С о ч.: Samtl.che Schriften, 3 Aufl.,
Bd 1-23, Stuttg., 1886-1924 (Bd 22, Tl 2, 1919. содержит перечень лит-ры
о Лесспнге с 1749 по 1919); Gesammelte Werke, Bd 1 - 10, В., 1954 - 58;
в рус. пер.- Собр. соч., т. 1 - 10, СПБ. 1904; Драмы, М.- Л., 1937; Гамбургская
драматургия, М.- Л., 1936; Лаокоон, или О границах живописи и поэзии, М.,
1957.


Лит.: Чернышевский Н. Г., Лессинг,
его время, его жизнь и деятельность, Поли. собр. соч., т. 4, М., 1948;
Гриб В. Р., Жизнь и творчество Лессинга, в его кн.: Избр. работы, М., 1956;
Фри длен дер Г., Лессинг, М., 1957; М е р и н г Ф., Легенда о Лессинге,
в его кн.: Литературно-критические статьи, т. 1, М.- Л., 1934; R i 1 1
а Р., Lessing und sein Zeitalter, В., 1960; S e i- d e 1 S., G. E. Lessing,
1729-1781. Eine Einfuhrung in sein Leben und Werk, В., 1963; R i t z e
1 W., G. E. Lessing, Stuttg.- [u. a.], 1966; Guthke K. S., Der Stand der
Lessing-Forschung. Ein Bericht iiber die Literatur von 1932-1962, Stuttg.,
1965. Г. М. фридяендер.


Г. Э. Лессинг.


Г. Э. Лессинг. "Минна фон Барнхельм".
Илл. Д. Н. Ходовецкого (офорт, 1769).




А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я