ЛЕТОПИСИ

ЛЕТОПИСИ в России, ист. произведения
11-17 вв., в к-рых повествование велось по годам. Рассказ о событиях каждого
года в Л. обычно начинался словами: "в лето" - отсюда назв.- летопись.
Слова "летопись" и "летописец" равнозначащи, но летописцем мог называться
также и составитель такого произведения. Л.- важнейшие ист. источники,
самые значительные памятники общественной мысли и культуры Др. Руси. Обычно
в Л. излагалась рус. история от её начала; иногда Л. открывались библейской
историей и продолжались античной, византийской и русской. Л. играли важную
роль в идеологич. обосновании княжеской власти в Др. Руси и пропаганде
единства русских земель. Л. содержат значит, материал о происхождении вост.
славян, о зачатках у них гос. власти, о политич. взаимоотношениях вост.
славян между собой и с др. народами и странами.


Характерной чертой Л. является вера
летописцев во вмешательство божественных сил. Новые Л. составлялись обычно
как своды предшествующих Л. и различных материалов (ист. повестей, житий,
посланий и пр.) и заключались записями о современных летописцу событиях.
Лит. произведения вместе с тем использовались в Л. в качестве источников.
Предания, былины, договоры, законодательные акты, документы княж. и церк.
архивов также вплетались летописцем в ткань повествования. Переписывая
гчлю- чаемые в Л. материалы, он стремился создать единое повествование,
подчиняя его ист. концепции, соответствовавшей интересам того политич.
центра, где он писал (двор князя, канцелярия митрополита, епископа, монастыря,
посадничья изба и т. п.). Однако наряду с офиц. идеологией в Л. отображались
взгляды их непосредств. составителей, иногда весьма демократически прогрессивно
настроенных. В целом Л. свидетельствуют о высоком патриотич. сознании рус.
народа в 11-17 вв. Составлению Л. придавалось большое значение, к ним обращались
в политич. спорах, при дипломатич. переговорах. Мастерство ист. повествования
достигло в Л. высокого совершенства. Списков Л. дошло не менее 1500. В
составе Л. сохранились мн. произв. др.-рус. лит-ры: Поучение Владимира
Мономаха, Сказание о Мамаевом побоище, Хожение за три моря Афанасия Никитина
и др. Древние Л. 11-12 вв. сохранились только в позднейших списках. Древнейший
список Л. с датой - краткий летописец константинопольского патриарха Никифора,
дополненный рус. статьями до 1278, содержащийся в Новгородской кормчей
1280 [Полное собрание русских летописей (ПСРЛ), т. 1 и "Археографический
ежегодник за 1963 г.", 1964]. Наиболее известный из ранних летописных сводов,
дошедший до нашего времени,- "Повестъ временных лет". Её создателем считают
Нестора - монаха Печерского монастыря в Киеве, написавшего свой труд ок.
1113.


Феод, раздробленность 12-14 вв. отражена
и в летописании: своды этого времени выражают местные политич. интересы.
В Киеве в 12 в. летописание велось в Печерском и Выдубицком монастырях,
а также при княж. дворе. Га- лицко-волынское летописание в 13 в. (см. Галицко-Волынская
летопись) сосредоточивается при дворах галицко- волынских князей и епископов.
Южно- рус, летописание сохранилось в Ипатьевской летописи, к-рая состоит
из "Повести временных лет", продолженной в основном киевскими известиями
(кончая 1200), и Галицко-Волынской Л. (кончая 1289-92) (ПСРЛ, т. 2, Л.
по Ипатьевскому списку). Во Владимиро-Суздаль- ской земле гл. центрами
летописания были Владимир, Суздаль, Ростов и Переяс- лавль. Памятником
этого летописания является Лаврентъевская летопись, которая начинается
"Повестью временных лет", продолженной владимиро-суздаль- скими известиями
до 1305 (ПСРЛ, т. 1, Л. по Лаврентьевскому списку), а также Летописец Переяславля-Суздальско-
го (изд. 1851) и Радзивилловская летопись, украшенная большим количеством
рисунков (см. Лицевые летописи). Большое развитие получило летописание
в Новгороде при дворе архиепископа, при монастырях и церквах.


Монголо-татарское нашествие вызвало
врем, упадок летописания. В 14-15 вв. оно вновь развивается. Крупнейшими
центрами летописания являлись Новгород, Псков, Ростов, Тверь, Москва. В
летописных сводах отражались гл. обр. события местного значения (рождение
и смерть князей, выборы посадников и тысяцких в Новгороде и Пскове, военные
походы, битвы и т. д.), церковные (поставление и смерть епископов, игуменов
монастырей, постройка церквей и пр.), неурожай и голод, эпидемии, примечательные
явления природы и др. События, выходящие за пределы местных интересов,
отражены в таких Л. слабо. Новгородское летописание 12-15 вв. наиболее
полно представлено Новгородской Первой Л. старшего и младшего изводов (см.
Новгородские летописи). Старший, или более ранний, извод сохранился в единственном
Синодальном пергаменном (харатейном) списке 13-14 вв.; младший извод дошёл
в списках 15 в. (Новгородская Первая Л. старшего и младшего изводов, ПСРЛ,
т. 3). В Пскове (см. Псковские летописи) летописание было связано с посадниками
и гос. канцелярией при соборе Троицы (ПСРЛ, т. 4-5; Псковские летописи,
в. 1-2, 1941-55). В Твери летописание развивалось при дворе тверских князей
и епископов. Представление о нём дают Тверской сборник (ПСРЛ, т. 15) и
Рогожский летописец (ПСРЛ, т. 15, в. 1). В Ростове летописание велось при
дворе епископов, и Л., созданные в Ростове, отражены в ряде сводов, в т.
ч. в Ермолинской летописи кон. 15 в. (ПСРЛ, т. 23).


Новые явления в летописании отмечаются
в 15 в., когда складывалось Рус. гос-во с центром в Москве. Политика моек,
великих князей нашла своё отражение в общерусских летописных сводах. О
первом моек, общерус. своде дают представление Троицкая летопись нач. 15
в. (исчезла при моек, пожаре 1812) и Симеоновская летопись в списке 16
в. (ПСРЛ, т. 18). Троицкая Л. кончается 1409 (М. Д. Приселков, "Троицкая
летопись. Реконструкция текста", 1950). Для составления её были привлечены
разнообразные источники: новгородские, тверские, псковские, смоленские
и др. Происхождение и политич. направленность этой Л. подчёркиваются преобладанием
моек, известий и общей благоприятной оценкой деятельности моек, князей
и митрополитов. Общерус. летописным сводом, составленным в Смоленске в
кон. 15 в., была т. н. Летопись Авраамки] др. сводом является Суздальская
летопись (кон. 15 в.).


Летописный свод, основанный на богатой
новгородской письменности, "Софийский временник", появился в Новгороде.
Большой летописный свод появился в Москве в кон. 15 - нач. 16 вв. Особенно
известна Воскресенская летопись (ПСРЛ, т. 7-8), кончающаяся на 1541 (составление
осн. части Л. относится к 1534-37). В неё включено мн. официальных записей.
Такие же офиц. записи вошли в обширную Львовскую летопись (ПСРЛ, т. 20),
включившую в свой состав "Летописец начала царства царя и великого князя
Ивана Васильевича", до 1560. При дворе Ивана Грозного в 40-60-х гг. 16
в. был создан Лицевой летописный свод, т. е. летопись, включающая рисунки,
соответствующие тексту. Первые 3 тома лицевого свода посвящены всемирной
истории (составленной на основании "Хронографа" и др. произведений), следующие
7 томов - рус. истории с 1114 по 1567. Последний том лицевого свода, посвящённый
царствованию Ивана Грозного, получил назв. Царственной книги*. Текст лицевого
свода осн. на более ранней - Никоновской летописи (ПСРЛ, т. 9-13), представлявшей
огромную компиляцию из разнообразных летописных известий, повестей, житий
и пр. В 16 в. летописание продолжало развиваться не только в Москве, но
и в др. городах. Наиболее известна Вологодско-Пермская летопись (ПСРЛ,
т. 26). Л. велись также в Новгороде и Пскове, в Печерском монастыре под
Псковом. В 16 в. появились и новые виды ист. повествования, уже отходящие
от летописной формы,- "Книга степенная царского родословия" (ПСРЛ, т. 21)
и "История о Казанском царстве" (см. "Казанский летописец", ПСРЛ, т. 19).


В 17 в. происходило постепенное отмирание
летописной формы повествования. В это время появились местные Л., из к-рых
наиболее интересны Сибирские летописи. Начало их составления относится
к 1-й пол. 17 в. Из них более известны Строгановская летопись и Есиповская
Л. В кон. 17 в. тобольским сыном боярским С. У. Ремезовым была составлена
"История Сибирская" ("Сибирские летописи", 1907). В 17 в. летописные известия
включаются в состав степенных книг и хронографов. Слово "Л." продолжает
употребляться по традиции даже для таких произведений, к-рые слабо напоминают
Л. прежнего времени. Таким является Новый летописец (ПСРЛ, т. 14), повествующий
о событиях кон. 16 - нач. 17 вв. (польско- шведская интервенция и крестьянская
война), и "Летопись о многих мятежах".


Летописание, получившее значит, развитие
в России, в меньшей степени было развито в Белоруссии (см. Летописи белорусско-литовские)
и на Украине, входивших в состав Вел. княжества Литовского. Наиболее интересным
произведением этого летописания нач. 16 в. является "Краткая Киевская летопись"
(см. Супраслъская рукопись), содержащая Новгородскую и Киевскую сокр. Л.
(1836). Древняя история Руси представлена в этой Л. на основании более
ранних летописных сводов, а события кон. 15 - нач. 16 вв. описаны современником.
Летописание развивалось также в Смоленске и Полоцке в 15-16 вв. Белорусские
и смоленские Л. легли в основу нек-рых Л. по истории Литвы (ПСРЛ, т. 17).
Иногда Л. называют и нек-рые укр. ист. произведения 17 в. (Летопись Самовидца
и др.). Летописание велось также в Молдавии, Сибири (см. Бурятские летописи,
Сибирские летописи), Башкирии (см. Шажере).


Л. служат осн. источником для изучения
истории Киевской Руси, а также России, Украины, Белоруссии в 13- 17 вв.,
хотя они и отражали в основном классовые интересы феодалов. Только в Л.
сохранились такие источники, как договоры Руси с греками 10 в., Русская
правда в краткой редакции и т. п. Громадное значение имеют Л. для изучения
рус. письменности, языка и литературы. Л. содержат также ценный материал
по истории др. народов СССР.


Изучение и публикация Л. в России
и СССР ведётся более двухсот лет: в 1767 в "Библиотеке Российской исторической,
содержащей древние летописи и всякие записки" был опубликован летописный
текст, а с 1841 до 1973 выходит Полное собрание русских летописей (т. 1-31).


В. Н. Татищев и М. М. Щербатов положили
начало изучению Д. Сорок лет посвятил исследованию "Повести временных лет"
А. Л. Шлецер, очищая летопись от ошибок и описок, объясняя "тёмные" места.
П. М. Строев рассматривал летописи как сборники или "своды" предшествующего
материала. Используя методику Шлецера и Строева, М. П. Погодин и И. И.
Срезневский обогатили науку множеством фактов, которые облегчили изучение
истории русской Л. И. Д. Беляев классифицировал Л. на государственные,
фамильные, монастырские и летописные сб. и указал, что позиция летописца
определялась его территориальным и сословным положением. М. И. Сухомлинов
в книге "О древней русской летописи как памятнике литературном" (1856)
попытался установить литературные источники начальной рус. летописи. К.
Н. Бестужев-Рюмин в работе "О составе русских летописей до конца XIV в."
(1868) впервые разложил летописный текст на годовые записи и сказания.
Подлинный переворот в изучении Л. был произведён акад. А. А. Шахматовым.
Он применял сличение различных списков, тонко и глубоко анализируя материал,
и сделал этот метод основным в своей работе над исследованием Л. Шахматов
придавал большое значение выяснению всех обстоятельств создания Л., каждого
списка и свода, обращал внимание на изучение различных хронологич. указаний,
встречающихся в Л., уточняя время их составления и исправляя фактич. неточности.
Много данных извлекал Шахматов из анализа описок, погрешностей языка, диалектизмов.
Он впервые воссоздал цельную картину рус. летописания, представив его как
генеалогию почти всех списков и вместе с тем как историю рус. общественного
самосознания (см. Шахматов А. А., "Общерусские летописные своды XIV и XV
вв.", 1901; его же, "Обозрение русских летописных сводов XIV- XVI вв.",
1938). Метод Шахматова получил развитие в трудах М. Д. Приселко- ва, усилившего
его историческую сторону (см. Приселков М. Д., "История русского летописания
XI-XV вв.", 1940). Значит, вклад в изучение рус. Л. внесли последователи
Шахматова - Н. Ф. Лавров, А. Н. Насонов, Л. В. Черепнин, Д. С. Лихачёв,
С. В. Бахрушин, А. И. Андреев, М. Н. Тихомиров, Н. К. Никольский, В. М.
Истрин и др. Изучение истории летописания составляет один из самых сложных
разделов источниковедения и филологич. науки. Методы изучения истории летописания,
применённые Шахматовым, легли в основу совр. текстологии.


Лит.! Полное собрание русских летописей
(ПСРЛ), т. 1-31, СПБ, М.- Л., 1841-1968; Шахматов А. А., Обозрение русских
летописных сводов XIV-XVI вв., М.- Л., 1938; Насонов А. Н., История русского
летописания XI - нач. XVIII вв., М., 1969; Лихачёв Д. С., Русские летописи
и их культурно-историческое значение, М.- Л., 1947; Очерки истории исторической
науки в СССР, т. 1, М., 1955. М. Н. Тихомиров.




А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я