ЛИБРЕТТО
(нтал. libretto,
букв.- книжечка), словесный текст муз.-драма- тич. произведения - оперы,
оперетты, в прошлом и кантаты, оратории, лит. сценарий балетного спектакля,
а также краткое изложение содержания оперы, оперетты, балета. Назв. связано
с тем, что оперные Л. с кон. 17 в. часто выпускались для посетителей театров
в виде маленьких книжечек. Л. представляет собой лит.-драматич. основу
оперы. Вплоть до сер. 18 в. в композиции Л. господствовала определённая
схема, обусловленная однотипностью муз.-драматич. задач. Поэтому одно и
то же удачное Л. нередко многократно использовалось различными композиторами.
Позднее <Л., как правило, создаются либреттистом в тесном контакте
с композитором, порой при его непосредств. участии, что обеспечивает более
полное единство действия, слова и музыки. Начиная с 19 в. нек-рые выдающиеся
композиторы, обладавшие лит.-драматич. дарованием, создавали Л. своих опер
самостоятельно (Г. Берлиоз, Р. Вагнер, А. Бойто, М. П. Мусоргский, в 20
в.- С. С. Прокофьев, К. Орф и др.).
Осн. источником сюжетов Л. является
нар. поэзия, легенды, сказки и проф. художеств, лит-pa. При переработке
в Л. лит. произведения обычно подвергаются значит, изменениям, вплоть до
переосмысления самой их концепции ("Пиковая дама" у А. С. Пушкина и П.
И. Чайковского). Лишь в единичных случаях дра- матич. произв. используются
в Л. почти полностью ("Каменный гость" Даргомыжского по Пушкину, "Пелеас
и Мелизанда" Дебюсси по Метерлинку и др.).
Типы Л., их особенности очень многообразны
как по содержанию, так и в смысле общего построения, применения стихотв.
и прозаич. текста, наличия или отсутствия подразделения текста на номера
и т. п. История Л. неразрывно связана с историей самой оперы во всех её
жанровых и нац. разновидностях. Каждому исторически конкретному типу оперы
отвечает свой тип Л.
А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я