ЛИДЕРСТВО
один из механизмов
интеграции групповой деятельности, когда индивид или часть социальной группы
выполняет роль лидера, т. е. объединяет, направляет действия всей группы,
к-рая ожидает, принимает и поддерживает его действия. Частично перекрываясь
понятиями "управление", "руководство", Л. характеризует вместе с тем и
специфич. форму отношений в группе или организации. Тип Л. всегда связан
с социальной природой общества и специфич. характером и структурой группы.
В совр. бурж. социологии и социальной
психологии наиболее распространена концепция, в к-рой Л. рассматривается
как взаимодействие черт лидера, групповой ситуации, психологич. "ожиданий"
последователей, их реакции на лидера. Мн. исследования Л. опираются на
типологию авторитета, предложенную нем. философом и социологом М. Вебером.
Изучение Л. в буржуазной социологии и социальной психологии направлено
на разработку методов эффективного Л. и отбора лидеров. Созданы психометрия.
и социометрич. тесты и методики (К. Левин, Дж. Морено, X. Дженнингс, К.
Фидлер - США, и др.), применение к-рых в малых группах приносит известные
практич, результаты. Вместе с тем во мн. работах Л. трактуется неисторически,
игнорируется его классовый характер.
Методологич. основа науч. изучения
Л.- диалектич. и историч. материализм. Л. выступает как процесс сложного
взаимодействия людей в социальных группах на основе господствующих обществ,
отношений. На этот процесс влияют характер группы, сфера её жизнедеятельности,
специфич. признаки ситуации, психологич. особенности участников, цель деятельности
и личность лидера. В системе совместной деятельности Л. возникает как объективная
потребность определённой группы, преломившаяся в сознании участников и
принявшая форму ожиданий и требований, обращаемых к человеку, исполняющему
роль лидера.
По стилю различают авторитарное Л.,
предполагающее единоличное направляющее воздействие, основанное на угрозе
применения силы, и демократическое Л., позволяющее членам группы участвовать
в установлении целей и управлении её деятельностью.
В организациях различают "формальное"
и "неформальное" Л.: первое связано с установленными правилами назначения
руководителя и подразумевает функциональные отношения. "Неформальное" Л.
возникает на основе личных взаимоотношений участников. Эти типы Л. либо
дополняют друг друга и сочетаются в лице авторитетного руководителя, либо
вступают в конфликт, и тогда эффективность организации падает.
Проблемы Л. изучаются различными
науками. Психология и психиатрия исследуют особенности личности лидера.
Социология рассматривает Л. с точки зрения социальной системы. Социальная
психология изучает Л. как процесс взаимодействия социальных и психологич.
факторов, исследует его механизмы, разрабатывает методы отбора, обучения
и выдвижения на руководящие посты лиц в зависимости от характера группы
и организации.
Особое значение имеет проблема политич.
Л. В бурж. социологии получило распространение эмпирич. исследование отдельных
случаев и ситуаций политич. Л., однако отсутствует его научная теория.
Нередко результаты исследований Л. в малых группах распространяются на
всё общество. Исследователи-марксисты опираются на сформулированную В.
И. Лениным теорию отношений народных масс - классов - партий - политич.
руководителей (см. В. И. Ленин, Поли. собр. соч., 5 изд., т. 41, с. 24).
Политич. Л. возникает в процессе классовой борьбы. "Ни один класс в истории
не достигал господства, если он не выдвигал своих политических вождей,
своих передовых представителей, способных организовать движение и руководить
им" (там же, т. 4, с. 375). Каждому этапу обществ, развития и каждому классу
присущи свои методы формирования, воспитания и выдвижения лидеров, организации
Л. Коммунистич. движение в ходе своего развития выработало принципы демократического
централизма, служащие основой воспитания, отбора и выдвижения руководителей.
В социалистич. обществе возрастает роль науч. управления и организованности
во всех сферах общества и, соответственно, значение изучения социологических
и социально-психологических проблем Л.
Лит.: А ш и н Г. К., Проблема лидерства
в современной зарубежной эмпирической социологии, "Вопросы философии",
1968, №5;Жеребова Н. С., Исследования лидерства в "малых группах" буржуазными
социологами США, "Научные доклады Высшей школы. философские науки", 1968,
№ 5; Г в и щ и а н и Д. М., Организация и управление, 2 изд., М., 1972;
П а р ы г и н Б. Д., Основы социально-психологической теории, М., 1971,
гл. 8; С е л ю к о в Ф. Т., Руководитель и подчиненный в системе управления,
М., 1971; Ш е п е л ь В. М., Руководитель и подчинённый, М.,1972; Bass
B.M., Leadership, psychology and organizational behavior, N. Y., 1960;
J e n n i n g s Е. Е., An anatomy of leadership, N. Y., 1960; Leadership
and interpersonal behavior, ed. L. Petrullo and В. М. Bass, N.Y.,1961;
Tibb C., Leadership, в кн.: Handbook of social psychology, 2 ed., v. 4,
Reading (Mass.), 1969. Г. К. Ашин, В. Б. Ольшанский.
А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я