ЛИНЕЙНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ

ЛИНЕЙНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ электродвигатель,
у к-рого один из элементов магнитной системы разомкнут и имеет развёрнутую
обмотку, создающую бегущее магнитное поле, а другой выполнен в виде направляющей,
обеспечивающей линейное перемещение подвижной части двигателя. Л. д. постоянного
тока состоит из якоря с расположенной на нём обмоткой, служащей одновременно
коллектором (направляющий элемент), и разомкнутого магнитопровода с обмотками
возбуждения (подвижная часть), расположенными так, что векторы сил, возникающих
под полюсами магнитопровода, имеют одинаковое направление. Отличается простотой
регулирования скорости перемещения подвижной части. Л. д. переменного тока
могут быть асинхронными и синхронными. Якорь асинхронного Л. д. в виде
бруска обычно прямоугольного сечения без обмоток закрепляется вдоль пути
перемещения подвижной части двигателя, имеющей магнитопровод с развёрнутыми
многофазными обмотками, питаемыми от источника переменного тока. Вследствие
взаимодействия магнитного поля в магнитопроводе подвижной части с полем
якоря возникают силы, к-рые заставляют перемещаться с ускорением подвижную
часть Л. д. относительно неподвижного якоря до тех пор, пока скорости перемещения
двигателя и бегущего магнитного поля не уравняются. Наиболее перспективно
применение асинхронных Л. д. в тяговых электроприводах транспортных машин
в сочетании с магнитными и воздушными подушками, что даёт возможность повысить
скорость движения поездов до 450- 500 км/ч. Синхронные Л. д. практически
не изготовляются. Осн. достоинство Л. д.- способность создавать большие
усилия и, как следствие этого, возможность развития значит, ускорений,
что особенно важно для транспортных средств, а также отсутствие редуктора
в конструкции двигателя.


Лит.: К n u t h I., Electrische Maschi.ien
mit geradliniger Bewegung und ihre tech- nische Anwendung, "Electro-Praktiker",
1969, № 1. Ю. М. Иноков.




А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я