ЛИНОГРАВЮРА
(от линолеум и
гравюра), выпуклая гравюра на линолеуме или на сходных с ним полимерно-пластич.
материалах, по технике близкая к ксилографии. Возникла в нач. 20 в. Специфич.
качества Л. (лаконизм художеств, языка; резкие контрасты чёрного и белого,
сочный и живописный штрих, получаемый благодаря мягкости материала; возможность
быстро работать, использовать большой размер листа и цветную печать; высокая
тиражность) очень скоро привлекли к себе мн. мастеров печатной графики.
Иногда стилистически близкая к гравюре на дереве, Л. в основном развивалась
отличным от неё путём и нередко сама влияла на стилистику совр. ксилографии
(напр., творчество Ф. Мазереля и мастеров нем. экспрессионизма). К сер.
20 в. сложилось неск. школ Л. Особое развитие Л. получила в странах Лат.
Америки - в творчестве гравёров "Мастерской народной графики" в Мексике
(Л. Мен- деса, А. Бельтрана, А. Гарсии Бустоса и др.) и "Клуба друзей гравюры"
в Бразилии (К. Склиара, Р. Кац, В. Праду и др.), А. Р. Виго и Н. Онофрио
в Аргентине, К. Эрмосильи Альвареса в Чили. К Л. часто обращались и обращаются
А. Матисс и П. Пикассо во Франции, Э. Паккард и Б. Рэндолл в США, П. Нильсен
в Дании. Техника Л. быстро проникла в рус. графику; в этой технике работали
В. Д. Замирайло, И. Н. Павлов, Д. И. Митрохин, О. В. Розанова. Крупными
сов. мастерами Л. были В. Д. Фа- лилеев, К. Е. Костенко, П. Н. Староно-
сов, И. А. Соколов, В. А. Фаворский. Расцвет сов. Л. приходится на кон.
50-х - 60-е гг. Во мн. союзных республиках сложились нац. школы Л.
Илл. см. на вклейке, табл. XXXII
(стр. 448-449).
Лит.: С т а р о н о с ов П. Н., Гравюра
на линолеуме, М.- Л., 1938; Павлов И., М а т о р и н М., Техника гравюры
на дереве и линолеуме, М., 1952; Левитин Е. С.,
Современная графика капиталистических
стран Европы и Америки, М., 1959; Л е о н- тьева Г. К., Дорогой поиска,
Л.- М., 1965. Е. С. Левитин.
А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я