ЛИРО-ЭПИЧЕСКИЙ ЖАНР

ЛИРО-ЭПИЧЕСКИЙ ЖАНР (вид),
литературнс-художеств. произведения, сочетающие признаки эпоса и лирики',
сюжетное повествование о событиях соединяется в них с эмоционально-медитативными
высказываниями повествователя, создающими образ лирич. "я". Связь двух
начал может выступать как единство темы (революция - тема интимных излияний
и эпич. повествования в "Хорошо!" В. В. Маяковского), как психо- логич.
мотивировка (лирич. комментарий в "За далью - даль" А. Т. Твардовского),
как элемент художеств, концепции (лирич. тема в "Евгении Онегине" А. С.
Пушкина вносит веяние духовной свободы во внутр. атмосферу романа, где
герои -"невольники" чести, страсти, судьбы). Композиционно это соединение
часто оформляется в виде лирических отступлений. Промежуточные между лирикой
и эпосом художеств, образования имели место в антич., ср.-век., классици-
стичв лит-ре сентиментализма и романтизма, когда возрастает интерес к личности
рассказчика ("Сентиментальное путешествие" Л. Стерна) и ниспровергаются
жанрово- родовые каноны (образец -"Люцинда" Ф. Шлегеля). Наиболее характерным
для Л.-э. ж. в 19-20 вв. является жанр поэмы. По отношению к прозаич. произв.
Л.-э. ж. чаще употребляется термин"лири- ческая проза"; последняя широко
представлена совр. автобиографич. произведениями, эссе, очерками, путевыми
дневниками (А. Сент-Экзюпери, А. Камю, И. Бобровский, М. М. Пришвин, К.
Г. Паустовский). м. Н. Эпштейн.




А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я