ЛИТЕРАТУРНАЯ КРИТИКА
оценка
и истолкование художеств, произведения, выявление и утверждение творч.
принципов того или иного лит. направления; один из видов лит. творчества.
Л. к. исходит из общей методологии науки о литературе (см. Литературоведение)
и опирается на историю лит-ры. В отличие от истории лит-ры, она освещает
процессы, происходящие прежде всего в лит. движении современности, или
интерпретирует классическое наследие с точки зрения современных общественных
и художественных задач. Л. к. тесно связана как с жизнью, общественной
борьбой, так и с философскими и эстетическими идеями эпохи.
Слово "критика" происходит от греческого
kritike - искусство разбирать, судить. Критические суждения о литературе
возникли почти одновременно с самим её рождением, первоначально как мнение
наиболее уважаемых, умудрённых читателей. Выделившись уже в эпоху античности
в Греции и Риме, а также в древней Индии и Китае как особое профессиональное
занятие, Л. к. ещё долгое время сохраняла в ряду иных видов творчества
"прикладное" значение общей оценки произведения, поощрения или осуждения
автора, рекомендации книги другим читателям.
Теоретическое определение Л. к. должно
быть осознано исторически. Так, критика 17-18 вв.- в согласии с классици-
стской эстетикой - требовала лишь беспристрастной и основанной на здравом
вкусе оценки произведения с указанием на отд. "погрешности" и "красоты".
В 19 в. критика сложилась как особый вид лит-ры, а деятельность писателя
стала рассматриваться в её отношении к эпохе и обществу.
История Л. к. на Западе, тесно связанная
с историей лит. школ и направлений, развитием литературоведч. мысли, прямо
или косвенно выражает социальные отношения и противоречия своего времени.
Наиболее значит, критики и писатели выдвигали программу развития лит-ры,
формулировали её обществ, и эстетич. принципы (напр., Д. Дидро и Г. Лес-
синг - ещё в 18 в., Ж. де Сталь, Г. Гейне, В. Гюго, Э. Золя - в 19 в.).
Начиная с 1-й пол. 19 в. критика окончательно завоевала в Европе право
одной из лит. профессий. Влиятельными для своего времени критиками были:
Ш. О. Сент- Бёв, И. Тэн и Ф. Брюнетьер - во Франции, М. Арнолд - в Англии,
Г. Бран- дес - в Дании. В США наиболее заметные достижения Л. к. относятся
к 1-й пол. 20 в. и связаны с именами В. Л. Пар- рингтона и Ван Вик Брукса.
В России первые шаги Л. к. относятся
к сер. 18 в. (М. В. Ломоносов, А. Д. Кантемир, В. К. Тредиаковский). Диапазон
и возможности критики расширил Н. М. Карамзин, впервые придавший ей обществ,
характер. Критики-декабристы (А. А. Бестужев и др.) с революционно- романтич.
позиций отстаивали идею народности и самобытности рус. лит-ры. К осознанию
принципов реалистич. критики приближался Н. И. Надеждин, во многом предшествовавший
В. Г. Белинскому. Первые высокие образцы рус. Л. к. сложились в критической
прозе А. С. Пушкина и Н. В. Гоголя, оставивших тонкие суждения о назначении
лит-ры, о реализме и сатире, о сущности и задачах Л. к. В критике В. Г.
Белинского, выдвинувшего концепцию критич. реализма, оценка произведения
строится уже на истолковании его как художеств, целого, в единстве его
идей и образов, а творчество писателя рассматривается в связи с историей
лит-ры и общества. Не удовлетворяясь оценкой произведения в свете идейного
замысла автора, Н. Г. Чернышевский и Н. А. Добролюбов обосновали в качестве
главной задачи Л. к. суждение о самой жизни, её процессах, социальных типах,
составленное на основе правдивых свидетельств художника - изображённых
им картин. Принципиальная новизна их подхода, расширившего само понятие
о критике, заключалась в таком истолковании реалистич. произведения, какое
позволяло обнаружить подлинную глубину его жизненного содержания.
Революционно-демократич. критики
60-70-х гг. (Чернышевский, Добролюбов, Д. И. Писарев, М. Е. Салтыков-Щедрин
и др.), продолжавшие традиции Белинского, сумели слить лит. дело с активными
выступлениями против крепостничества и самодержавия, за раскрепощение народа.
Их деятельность складывалась в идейно-лит, борьбе с либеральными тенденциями
"эстетической критики" (А. В. Дружинин, В. П. Боткин и др.), к-рая пыталась
оторвать иск-во и лит-ру от обществ, жизни, и внесоциальным пониманием
народности лит-ры в критике т. н. почвенников (А. А. Григорьев,
Н. Н. Страхов и др.). Многие конкретно-
критич. работы названных критиков обладали несомненными достоинствами,
давали содержательный анализ отд. лит. явлений, но в целом их деятельность
противостояла прогрессивному движению русской революционно-демократической
критики.
Новую, подлинно научную методологическую
основу Л. к. создало учение К. Маркса и Ф. Энгельса, раскрывшее осн. законы
социально-историч. развития, их выступления по вопросам иск-ва и лит-ры.
Марксистская критика на Западе, возникшая во 2-й пол. 19 в., была представлена
выдающимися литераторами -Ф. Мерингом (в Германии) и П. Ла- фаргом (во
Франции), впервые давшими трактовку проблем иск-ва с позиций исто- рич.
материализма.
Новый этап в развитии рус. критич.
мысли ознаменовала марксистская критика, унаследовавшая и развивавшая в
конце 19 - нач. 20 вв. традиции рево люционно-демократич. критики поры
её расцвета; она складывалась в борьбе с народнической (Н. К. Михайловский)
и декадентской (А. Волынский) Л. к. В работах Г. В. Плеханова был обоснован
и осуществлён принцип историко-мате- риалистич. подхода к явлениям литературы,
оценки их с классовых позиций. Важнейшее значение для развития марксистской
Л. к. имели статьи и выступления В. И. Ленина. В цикле статей о Л. Н. Толстом
Ленин обосновал "теорию отражения" применительно к лит. творчеству. Выдвинутый
им (в статье "Партийная организация и партийная литература", 1905) принцип
партийности лит-ры, его отношение к культурному наследию, защита реалистич.
традиций классич. лит-ры оказали большое влияние на формирование марксистской
Л. к. в России; её развитие связано с именами В. В. Воровского,< А.
В. Луначарского, М. Горького и др.
Работы Ленина имели принципиальное
значение для утверждения методологич. основ сов. литературоведения и Л.
к.
После Окт. революции 1917 в России
и особенно в результате возникновения в середине века социалистич. лагеря
марксистское литературоведение и Л. к. становятся одним из ведущих международных
направлений; его представляют как Л. к. социалистич. стран в целом, так
и мн. критики-марксисты в бурж. странах Запада и Востока (напр., Р. Фоке,
К. Ко- дуэлл и др.).
Марксистская критика рассматривает
художеств, произв. в единстве всех его сторон и качеств - с точки зрения
социологической, эстетической, этической. Л. к., как и само художеств,
творчество, служит средством познания жизни, воздействия на неё и подобно
лит-ре может быть отнесена к области "человековедения". Отсюда - высокая
ответственность критики как средства идеологич. и эсте- тич. воспитания.
Критика указывает писателю достоинства
и промахи его труда, способствуя расширению его идейного кругозора и совершенствованию
мастерства; обращаясь к читателю, критик не только разъясняет ему произведение,
но вовлекает в живой процесс совместного осмысления прочитанного на новом
уровне понимания. Важным достоинством критики является способность рассматривать
произведение как художественное целое и осознавать его в общем процессе
лит. развития.
В совр. Л. к. культивируются различные
жанры - статья, рецензия, обзор, эссе, лит. портрет, полемич. реплика,
библиографич. заметка. Но в любом случае критик в известном смысле должен
соединять в себе политика, социолога, психолога с историком лит-ры и эстетиком.
При этом критику необходим талант, родственный таланту и художника, и учёного,
хотя вовсе не идентичный с ними.
В сов. критике особое значение приобретает
партийная направленность критич. выступлений, основательность марксистско-ленинской
подготовки критика, руководствующегося в своей деятельности методом социалистического
реализма - основным творч. методом всей сов. лит-ры. В постановлении ЦК
КПСС "О литературно-художественной критике" (1972) указывалось, что долг
критики, глубоко анализируя закономерности совр. художеств, процесса, всемерно
содействовать укреплению ленинских принципов партийности и народности,
бороться за высокий идейно-эстетический уровень советского искусства, последовательно
выступать против буржуазной идеологии
Сов. Л. к., в союзе с Л. к. других
стран социалистич. содружества и марксистской Л. к. стран капитализма,
активно участвует в междунар. идеологич. борьбе, выступает против буржуазно-эстетических,
формалистич. концепций, пытающихся выключить лит-ру из обществ, жизни и
культивирующих элитарное иск-во для немногих; против ревизионистских концепций
"реализма без берегов" (Р. Гароди, Э. Фишер), призывающих к мирному идеологическому
сосуществованию, т. е. к капитуляции реалистич. течений перед бурж. модернизмом;
против левацко-нигилистич. попыток "ликвидировать" культурное наследие
и перечеркнуть познават. ценность реалистич. лит-ры. Во 2-й пол. 20 в.
в прогрессивной печати разных стран активизировалось изучение взглядов
В. И. Ленина на лит-ру.
Одним из актуальных вопросов современной
Л. к. является отношение к литературе социалистического реализма. У этого
метода в зарубежной критике есть и защитники и непримиримые враги. Выступления
"советологов" (Г. Струве, Г. Ермолаев, М. Хейуорд, Ю. Рю- ле и др.) по
поводу лит-ры социалистич. реализма направлены не только против художеств,
метода, но по сути дела - против тех обществ, отношений и идей, к-рые обусловили
его возникновение и развитие.
С обоснованием и защитой принципов
социалистич. реализма в сов. критике в своё время выступали М. Горький,
А. Фадеев и др. писатели. Активную борьбу за утверждение социалистич. реализма
в литературе ведёт сов. Л. к., к-рая призвана сочетать точность идейных
оценок, глубину социального анализа с эстетич. взыскательностью, бережным
отношением к таланту, к плодотворным творч. поискам. Доказательная и убедительная
Л. к. получает возможность воздействовать на ход развития лит-ры, течение
лит. процесса в целом, последовательно поддерживая передовые и отвергая
чуждые тенденции. Марксистская критика, основанная на науч. приёмах объективного
исследования и живом .обществ, интересе, противостоит критике импрессионистической,
субъективистской, к-рая считает себя свободной от последовательных концепций,
целостного взгляда на вещи, осознанной точки зрения.
Сов. Л. к. ведёт борьбу с догматич.
критикой, к-рая исходит из предвзятых, априорных суждений об иск-ве и потому
не может осознать самую сущность иск-ва, его поэтич. мысль, характеры и
конфликты. В борьбе с субъективизмом и догматизмом завоёвывает себе авторитет
критика - общественная пс характеру, научная и творческая по методу, аналитическая
по приёмам исследования, связанная с обширной читательской аудиторией.
В связи с ответственной ролью критики
в лит. процессе, в судьбе книги и автора, большое значение приобретает
вопрос о её нравственных обязанностях. Профессия накладывает на критика
существенные моральные обязательства, предполагает принципиальную честность
аргументации, понимание и такт по отношению к писателю. Всякого рода натяжки,
произвольное цитирование, навешивание "ярлыков", голословные выводы - несовместимы
с самой сутью Л. к. Прямота и резкость в суждениях о ремесленной лит-ре-качество,
присущее передовой рус. критике со времён Белинского. В критике не должно
быть места, указывалось в постановлении ЦК КПСС "О литературно- художественной
критике", примиренческому отношению к идейному и художеств, браку, субъективизму,
приятельским и групповым пристрастиям. Нетерпимо положение, когда статьи
или рецензии "...носят односторонний характер, содержат необоснованные
комплименты, сводятся к беглому пересказу содержания произведения, не дают
представления о его реальном значении и ценности"- ("Правда", 1972, 25
янв., с. 1).
Науч. убедительность аргументации
в соединении с партийной определённостью суждений, идейной принципиальностью
и безупречным художеств, вкусом - основа морального авторитета сов. Л.
к., её влияния на лит-ру.
О Л. к. в отдельных странах см. разделы
Литература и Литературоведение в статьях об этих странах.
Лит.: Ленин В. И., О литературе и
искусстве, 4 изд., М., 1969; Белинский В. Г., Речь о критике, Поли. собр.
соч., т. 6, М., 1955; Чернышевский Н. Г., Эстетика, М., 1958; П л е х а*
нов Г. В., Литература и эстетика, т. 1- 2, М., 1958; Горький М.,О литературе,
М., 1961; Луначарский А. В., Критика и критики, Сб. статей, М., 1938; его
ж е, Ленин и литературоведение, Собр. соч., т. 8, М., 1967;Очерки по истории
русской жур" налистики и критики, т. 1-2, М., 1950- 1965; История русской
критики, т. 1-2, М.- Л., 1958; Рюриков Б. С., Основные проблемы советской
литературной критики, в кн.: Второй Всесоюзный съезд советских: писателей,
М., 1956; Фадеев А., Задачи литературной теории и критики, в его сб.: За
тридцать лет, М., 1957; Белинский и современность, М., 1964; Очерки истории
русской советской журналистики, т. 1, 1917- 1932, М., 1966; т. 2, 1933-1945,
М., 1968; Актуальные проблемы критики и литературоведения, "Вопросы литературы",
1966, № 6; К у л е ш о в В. И., Йетория русской критики, М., 1972; Бурсов
Б., Критика, как литература, "Звезда", 1973, № 6-8; Советское литературоведение
и критика.. Русская советская литература (общие работы). Книги и статьи,
1917- 1962гг. Библиографич. указатель, М., 1966 (разделы "Лит. критика"
и "Лит. дискуссии"); В е й- м а н Р., "Новая критика" и развитие бур* жуазного
литературоведения, М., 1965j формирование марксистской литературной; критики
в зарубежных славянских странах"
М., 1972; Задачи и возможности литературной
критики. (На международном конгрессе в Реймсе), "Иностранная литература",
1972, № 9; Teeter L., Scholarship and the art of criticism, "A Journal
of English literary history", 1938, Mi 5; P e у г е Н., Writers and their
critics, Ithaca, 1944; Kayser W., Das sprachliche Kunstwerk, 12 Aufl.,
Bern - Munch., 1967 (есть библ.); Wellek R., Warren A., Literary theory,
criticism and history, в их кн.: Theory of literature, 3 ed., N. Y., 1963
(есть библ.). В. Л, Матвеев.
А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я