ЛИТЬЁ ХУДОЖЕСТВЕННОЕ

ЛИТЬЁ ХУДОЖЕСТВЕННОЕ наиболее
распространённый способ перевода в металл произведений скульптуры, а также
изготовления металлич. сосудов, настольных приборов, светильников и пр.;
художеств, произведения, выполненные этим способом.


Л. х. зародилось в эпоху освоения
человеком способов добычи и обработки металла (см. Бронзовый век). С развитием
литейного производства Л. х. постепенно выделилось в отд. отрасль, где
художеств, задачами диктуются специфические приёмы формовки модели и методы
литья (нередко в расчёте на получение одной отливки), выбор металла или
сплава для определённого вида изделия. Этим же задачам служит доработка
(часто авторская) поверхности отливок (чеканка, гравировка, патинирование,
золочение и т. п.), благодаря к-рой даже тиражируемые изделия приобретают
свойства уникального произведения.


Осн. технология Л. х. вырабатывалась
при использовании в качестве исходного материала бронзы (см. Бронза в искусстве),
к-рая с древности и до наших дней - самый употребляемый сплав для художеств,
изделий. С 4 в. для литья небольших вещей начали обращаться к олову (амулеты
из коптских гробниц 4-7 вв.), из к-рого в 16-18 вв. отливали плакетки,
медали и гл. обр. сосуды (чаши, кубки и т. п.), имитировавшие более дорогое
серебро. Благодаря мягкости металла эти изделия имеют скруглённые края,
текучий рельеф в изображениях, выполнявшихся преим. гравировкой. В 17-18
вв. отливалась парковая скульптура из свинца (Версаль, Петродворец), текучесть
к-рого использовалась для создания эффекта как бы растворённых в воздушной
среде контуров фигур и складок одеяний. С 15 в. в Германии, а затем и в
др. странах Европы (в России - с кон. 17 в.; см. также Каслинское литьё)
развилось Л. х. из чугуна (парковая скульптура, надгробия, решётки, ограды,
садовая мебель и пр.). Более массивное, чем бронзовое, но более дешёвое
чугунное литьё со свойств, ему выразительностью весомого материала и глухого
тона (от светло-серого до густо-чёрного) применяется ныне почти так же
широко, как и бронзовое.


Лат.: Зотов Б, Н., Формовка художественного
литья, М,, 1947, И. М. Глозман.




А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я