"ЛИШНИЙ ЧЕЛОВЕК"
социально-психологич.
тип, запечатленный в рус. лит-ре 1-й пол. 19 в.; его гл. черты: отчуждение
от офиц. России, от родной среды (обычно - дворянской), чувство интеллектуального
и нравств. превосходства над ней и в то же время - душевная усталость,
глубокий скептицизм, разлад слова и дела. Наименование "Л. ч." вошло во
всеобщее употребление после "Дневника лишнего человека" (1850) И. С. Тургенева;
сам же тип сложился раньше: первое законченное воплощение - Онегин ("Евгений
Онегин" А. С. Пушкина), затем Печорин ("Герой нашего времени" М. Ю. Лермонтова),
Бельтов ("Кто виноват?" А. И. Герцена), тургеневские персонажи: Рудин ("Рудин"),
Лаврецкий ("Дворянское гнездо") и др. Черты духовного облика "Л. ч." (подчас
в усложнённом и изменённом виде) прослеживаются в лит-ре 2-й пол. 19 -
нач. 20 вв. (в произв. М. Е. Салтыкова-Щедрина, Л. Н. Толстого, А. П. Чехова,
вплоть до А. И. Куприна, В. В. Вересаева, М. Горького). Типология "Л. ч."
сказалась в лирике (Лермонтов, Н. П. Огарёв). В зап.-европ. лит-ре "Л.
ч." в известной мере близок герой, вызванный к жизни "длительным похмельем"
(см. К, Маркс, в кн.: Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 8, с. 122)
после бурж. революции 18 в., разочарованием в социальном прогрессе ("Адольф"
Б. Констана, "Исповедь сына века" А. де Мюссе). Однако противоречия рус.
действительности, контраст "цивилизации и рабства" (см. А. И. Герцен, Собр.
соч., т. 7, 1956, с. 205), неразвитость обществ, жизни выдвинули "Л. ч."
на более видное место, обусловили повышенный драматизм и интенсивность
его переживаний. На рубеже 50-60-х гг. революц. демократы Н. Г. Чернышевский
и Н. А. Добролюбов резко критиковали "Л. ч.", его нерешительность и пассивность,
вместе с тем неправомерно сводя содержание проблемы "Л. ч." к теме либерализма.
С переоценкой "Л. ч." выступил и Ф. М. Достоевский, осудив его индивидуализм
и оторванность от нар. почвы. Лит. образ "Л. ч.", возникнув как переосмысление
романтич. героя (Дж. Байрон, Пушкин), складывался под знаком реалистич.
портретизации, выявления разности между персонажем и автором. Существенным
в теме "Л. ч." был отказ от просветит, установок во имя беспристрастного
анализа "истории души человеческой" (Лермонтов), что создавало почву для
глубокого психологизма и последующих завоеваний реализма.
Лит.: Чернышевский Н. Г., Русский
человек на rendez-vous, Поли. собр. соч., т. 5, М., 1950; Г о н ч а р о
в И. А., "Мильон терзаний", Собр. соч., т. 8, М., 1952. Ю. В. Манн.
А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я