ЛОГИЧЕСКОЕ И ИСТОРИЧЕСКОЕ
существенные
моменты развития объективного мира и методы его познания. Различают объективную
логику и историю развития объекта и методы познания этого объекта. Объективно-логическое
- это общая линия, закономерность развития объекта (напр., развитие общества
от одной общественно-экономич. формации к другой); объективно-историческое
- это конкретное выражение данной закономерности во всём многообразии её
особенных и единичных проявлений (напр., конкретная история отдельных стран
и народов с их неповторимыми индивидуальными судьбами). Из этих двух сторон
объективного процесса вытекают два метода познания - Л. и И. Всякое явление
может быть правильно познано лишь в его возникновении, развитии и гибели,
т. е. в его историч. развитии. Нельзя понять результата, не уяснив пути
развития, приведшего к данному результату. Историзм составляет сердцевину
метода и всей системы диалектич. материализма. "Весь дух марксизма, вся
его система требует, чтобы каждое положение рассматривать ...лишь исторически;
...лишь в связи с другими; ...лишь в связи с конкретным опытом истории"
(Л е- н и н В. И., Поли. собр. соч., 5изд., т. 49, с. 329). Это относится
к любому объекту познания, в том числе и к самому познанию.
Однако история реально идёт часто
зигзагами, и если следовать за ней, то пришлось бы принимать во внимание
наряду с существенными и второстепенные явления, прерывать логич. ход мыслей.
Поэтому наряду с историческим необходим логич. метод исследования. Логическое
- это обобщённое выражение исторического, оно есть историческое, очищенное
от случайностей и взятое в его существ, закономерностях. Логическое выступает
и как краткое воспроизведение истории на ином материале: напр., развитие
сознания ребёнка - краткое воспроизведение истории умств. развития человечества,
как и само физ. развитие индивида есть сокращённое воспроизведение осн.
этапов эволюции жизни. Повторение закономерности исторического развития
в логике индивидуального развития относится не только к объективной реальности,
но и к сфере мышления: логика индивидуального мышления сжато повторяет
историю обществ, познания. В целом логическое совпадает с историческим.
"С чего начинает история, с того же должен начинаться и ход мыслей, и его
дальнейшее движение будет представлять собой не что иное, как отражение
исторического процесса в абстрактной и теоретически последовательной форме;
отражение исправленное, но исправленное соответственно законам, которые
дает сам действительный исторический процесс, причем каждый момент может
рассматриваться в той точке его развития, где процесс достигает полной
зрелости, своей классической формы" (Маркс К, и Энгельс Ф., Соч., 2 изд.,
т. 13, с. 497). Под логическим нередко понимается теоретич. анализ объекта
в его наиболее развитом виде, в отвлечении от самого процесса его развития.
Напр., для открытия законов движения планет И. Кеплеру не было нужды изучать
их историю. Но для открытия законов общества было необходимо использовать
Л. и И. в их диалектич. единстве. Если историч. метод избавляет логический
от абстрактной умозрительности, то логический метод освобождает исторический
от эмпиризма. Оба метода выступают в единстве, но в зависимости от реальных
условий исследовани.я один из них может доминировать.
В системе идеалистического мировоззрения
Л. и И. рассматриваются лишь как нечто духовное, при этом логическое в
системах гегелевского типа трактуется как генетически первичное по отношению
к историческому, к-рое будто бы является всего лишь внешней реализацией
логического.
Диалектич. материализм в единстве
Л. и И. отводит примат историческому; только на основе знания реальной
истории можно выявить её главные тенденции, законы развития.
Лит.: Энгельс Ф., Анти-Дюринг, Маркс
К. и ЭнгельсФ, Соч., 2 изд., т. 20; его же, Людвиг Фейербах и конец классической
немецкой философии, там же, т. 21; Л е н и н В. И., Философские тетради,
Поли. собр. соч., 5 изд., т. 29; Ильенков Э. В., Логическое и историческое,
в сб.: Вопросы диалектического материализма, М., 1960; Грушин Б. А., Очерки
логики исторического исследования, М., 1961. Д. Г. Спиркин.
А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я