ЛОГОПЕДИЯ

ЛОГОПЕДИЯ (от греч. logos
- слово, речь и paideia - воспитание, обучение), отрасль педагогической
науки; изучает аномалии развития речи при нормальном слухе, исследует проявления,
природу и механизмы нарушений речи, разрабатывает науч. основы их преодоления
и предупреждения средствами спец. обучения и воспитания.


Впервые вопросы коррекции недостатков
речи нашли отражение в работах по сурдопедагогике, относящихся к 17 в.
(в то время понятие глухонемоты ещё мало отличали от слухонемоты и др.
дефектов речи у слышащих). Со 2-й пол. 19 в. изучение недостатков речи
при нормальном слухе приобретает самостоятельное, но по преимуществу медицинское
содержание: исправление речи стали рассматривать как лечебную процедуру,
которая проводилась врачами или медицинскими сестрами.


До кон. 30-х гг. 20 в. преобладали
односторонние представления о речи как о совокупности специализированных
мускульных движений. Рассмотрение недостатков речи велось чаще всего в
плоскости разработки симптоматич. приёмов преодоления двигательных трудностей
артику- лирования. Эти вопросы вместе с вопросами коррекции дыхательной
системы составляли основное содержание Л. С расширением и углублением науч.
представлений о природе речевой деятельности и появлением теоретич. исследований
в данной области коренным образом изменилось направление Л.- на первое
место стало выдвигаться пед. содержание. Современная Л. исходит из представления
о сложном строении речевой деятельности, многообразии её функций и способов
влияния на психическое развитие человека.


Недостатки речи различны по своим
проявлениям, своей природе, степени выраженности и влияния на психич. состояние
и развитие. Одни из недостатков касаются произносительной стороны (напр.,
косноязычие), другие проявляются не только в дефектах произношения, но
и в нарушениях чтения и письма (дислексия, дисграфия), захватывают и лек-
сико-грамматич. сторону речи (напр., алалия, афазия). Наряду с нарушениями
средств языка существуют отклонения в формировании речевого поведения,
приводящие к заиканию.


При логопедич. исследовании, помимо
произносительных дефектов, устанавливается уровень лексико-грамматич. развития,
овладения звуковым составом слова, письменной речью и т. д. Широко исследуется
состояние рецепторной деятельности, познавательных процессов, эмоционально-волевой
сферы и др. Изучение и преодоление недостатков речи ведётся с учётом данных
др. областей знания: психологии, языкознания, физиологии, медицины. Нарушения
речи преодолеваются педагогическими методами, направление спец. обучения
и кор- рекционно-воспитательных мероприятий по мере надобности сообразуется
с мед. рекомендациями.


Прямое назначение Л. состоит в разработке
вопросов речевой патологии, вместе с тем результаты исследований аномального
развития речи способствуют расширению представлений в области общей психологии
и педагогики речи. В СССР логопедич. помощь оказывается в спец. и массовых
школах, дошкольных учреждениях, детских поликлиниках, стационарах и др.
Логопедов готовят на де- фектологич. ф-тах пед. ин-тов. Науч. исследования
в области Л. ведутся в Н.-и. ин-те дефектологии АПН СССР, пед. ин-тах,
нек-рых н.-и. мед. учреждениях.


Лит.: Хватцев М. Е., Недостатки речи
у школьников, М., 1958; Л е в и- н а Р. Е., Нарушения письма у детей с
недоразвитием речи, М., 1961; Очерки по патологии речи и голоса, под ред.
С. С. Ляпидевского, в. 1-3,М., 1960-67; Основы теории и практики логопедии,
М., 1968; Каше Г. С., Фомичева Т. Б., Дидактический материал по исправлению
недостатков произношения у детей дошкольного возраста, М., 1971. Р. Е.
Левина.




А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я