ЛОГОС
(греч. logos), термин
др.-греч. философии, означающий одновременно "слово" (или "предложение",
"высказывание", "речь") и "смысл" (или "понятие", "суждение", "основание");
при этом "слово" берётся не в чувственно-звуковом, а исключительно в смысловом
плане, но и "смысл" понимается как нечто явленное, оформленное и постольку
"словесное". Из бытовой сферы в понятие "Л." вошёл ещё момент чёткого числового
отношения-"счёта", а потому и "отчёта" (logon didonai -"отдавать отчёт").
Л.- это сразу и объективно данное содержание, в к-ром ум должен "отдавать
отчёт", и сама эта "отчитывающаяся" деятельность ума, и, наконец, сквозная
смысловая упорядоченность бытия и сознания; это противоположность всему
безотчётному и бессловесному, безответному и безответственному, бессмысленному
и бесформенному в мире и человеке.
Термин "Л." введён в филос. язык
Гераклитом, к-рый использовал внешнюю созвучность этого термина с житейским
обозначением человеческого "слова", чтобы в духе иронич. парадокса подчеркнуть
пропасть между Л. как законом бытия и неадекватными ему речами людей. Космич.
Л., как и подобает слову, "окликает" людей, но они, даже "услышав" его,
неспособны его схватить и постичь. В свете Д. мир есть целое и постольку
гармония, но обыденное сознание ставит свой частный произвол выше "общего"
и по-разному оценивает равно необходимые части целого. Внутри этого всеединства
"всё течёт", вещи и даже субстанции перетекают друг в друга, но равным
себе остаётся Л. - ритм их взаимоперехода и законосообразность их взаимоотношения;
т. о., благодаря понятию Л. герак- литовская картина мира при всей своей
динамичности и катастрофичности сохраняет стабильность и гармонию. В целом
учение Гераклита о Л. представляет близкую историко-филос. аналогию учению
Лао-цзы о дао.
У более поздних др.-греч. натурфилософов,
у софистов, у Платона и Аристотеля термин " Л." утрачивает фундаментальное
онтологич. содержание. Лишь стоицизм возвращается к гераклитовскому понятию
субстанциального мирового Л., описывая его как тонко-материальную (эфирно-огненную)
душу космоса и как совокупность формообразующих потенций (т. н. "семенных
Л."), от к-рых в инертной низшей материи "зачинаются" вещи. Неоплатонизм
наследует эту концепцию, но лишает её натуралистико-ма- териалистич. аспектов:
Л. оказываются уже не истечениями тончайшей материи, но эманациями умопостигаемого
мира, регулирующими и формирующими чувств, мир. На этом завершается история
классич. антич. интерпретации Л. как "слова", к-рое субстанциально, но
не личностно, и выявляет в себе форму, но не волю. Однако к этому времени
понятие "Л." давно уже вошло в сферу иудейских и христ. учений, где было
переосмыслено как слово личного и "живого" бога, окликавшего этим словом
вещи и вызывающего их из небытия. Так, для Филона Александрийского Л. есть
"образ бога" и как бы "второй бог", посредник между потусторонностью бога
и посюсторонностью мира. Для христианства значение термина "Л." определено
уже начальными словами Евангелия от Иоанна - "В начале был логос, и логос
был у бога, и логос был бог": вся история земной жизни Иисуса Христа интерпретируется
как воплощение и "вочеловечение" Л., к-рый принёс людям откровение и сам
был этим откровением ("словом жизни"), самораскрытием "бога незримого".
Христ. догма утверждает субстанциальное тождество Л. богу-отцу, чьё "слово"
он представляет собой, и рассматривает его как второе лицо троицы.
Некоторые рус. философы-идеалисты
(В. Ф. Эрн, П. А. Флоренский) употребляли термин "Л." как обозначение "цельного"
и "органического" знания, характеризующегося равновесием ума и сердца,
анализа и интуиции.
Лит.: Трубецкой С. Н., Учение о логосе
в его истории, 2 изд., М., 1906; Лосев А. Ф., История античной эстетики,
[т. 1], М., 1963; Kelber W., Die Logos- lehre von Heraklit bis Origenes,
Stuttg., 1958. C._C. Аверинцев.
А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я