ЛОКОМОТИВНАЯ СИГНАЛИЗАЦИЯ

ЛОКОМОТИВНАЯ СИГНАЛИЗАЦИЯ совокупность
путевых и локомотивных устройств, автоматически воспроизводящих в кабине
машиниста на локомотивном светофоре показания соответствующих путевых сигналов
при приближении к ним поезда. Принятое сокращение - АЛС. Л. с. повышает
безопасность движения и увеличивает пропускную способность ж.-д. участков.


Различают точечные и непрерывные
системы Л. с. В точечных системах Л. с. связь передающих путевых и локомотивных
приёмных устройств осуществляется в определённых точках пути, напр, перед
входными сигналами станции Такие системы используются гл. обр. для регулирования
движения поездов на участках без автоблокировки. В непрерывных системах
Л. с. связь между путевыми и локомотивными устройствами поддерживается
в любой точке пути. В таких системах (рис.) передающие путевые устройства
ПУ зашифровывают сигнальные показания путевых светофоров ПС, которые в
виде электрических кодированных сигналов через рельсовую цепь передаются
на локомотив. Приемные катушки ПК на локомотиве улавливают действие магнитного
поля, наводимого сигнальным током вокруг рельсов. Сигналы дешифруются локомотивным
дешифрующим устройством Д и преобразовываются в показание на локомотивном
светофоре ЛС в кабине машиниста, соответствующее путевому сигналу, к к-рому
приближается поезд. На магистральных линиях ж. д. СССР широко применяется
непрерывная система Л. с. в сочетании с системой контроля бдительности
(см. Автостоп) и системой контроля скорости. Система контроля бдительности
автоматически включает электропневмат!гч. клапан ЭПК и останавливает поезд
в тех случаях, когда после получения запрещающего сигнала в течение 5-7
сек машинист не реагирует на показания локомотивного светофора и не нажимает
на рукоятку бдительности РБ. В системе контроля скорости на машиниста возлагается
снижение скорости поезда до скорости, соответствующей показаниям локомотивного
светофора при приближении к препятствию. При невыполнении машинистом заданной
программы остановка поезда также происходит автоматически.


Перспективные системы Л. с.: скоростная
авторегулировка, включающая многозначную непрерывную систему сигнализации
с автоматич. регулированием скорости; координатная система интервального
регулирования с использованием индуктивных каналов связи в виде шлейфов,
уложенных вдоль пути.


Лит. Путевая блокировка и авторегули'
ровка, М., 1966.


Схема автоматической локомотивной
сигнализации: ЛС - локомотивный светофор- Д - локомотивные дешифрующие
устройства; ЭПК - электропневматический клапан; РБ - рукоятка бдительности
в кабине машиниста; СК - скоро- стемер; ПК - приёмные катушки; ИС - изолирующие
стыки рельсов; ПУ - путевые передающие устройства; ПС - путевой светофор;
К Л - контур локомотива; Ф - электрический фильтр; У - усилитель




А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я