ЛОНДОН

ЛОНДОН (London) Джэк (наст, имя
- Джон Гриффит, Griffith) (12.1.1876, Сан-Франциско,- 22.11.1916, Глен-Эллен,
близ Сан-Франциско), американский писатель. Л.- фамилия его отчима, разорившегося
фермера. В юности переменил множество случайных профессий. В 1893 простым
матросом отправился в первое мор. путешествие (к берегам Японии). В 1894
примкнул к походу безработных на Вашингтон; месяц просидел в тюрьме за
бродяжничество. В 1895 вступил в Социалистич. рабочую партию США; в 1901-16
чл. Социалистич. партии США. Самостоятельно подготовился и успешно сдал
экзамены в Калифорнийский ун-т, но, не имея достаточных средств, ушёл после
3-го семестра. Зиму 1897-98 Л., захваченный "золотой лихорадкой", провёл
на Аляске. В 1899 начал публиковать северные рассказы, вошедшие в сб-ки
"Сын волка" (1900), "Бог его отцов" (1901), "Дети мороза" (1902) и др.,
к к-рым тематически примыкают роман "Дочь снегов" (1902) и талантливые
повести о животных "Зов предков" (1903) и "Белый клык" (1906). В северных
рассказах Л. противопоставляет бурж. цивилизации мир нетронутой природы.
Однако вера в благодетельную, очищающую природу сочетается у Л. с преклонением
перед техннч. и культурными достижениями цивилизации и возвеличением англо-саксов,
несущих эту цивилизацию "отсталым" народам. Отдавая дань увлечению Г. Спенсером
и Ф. Ницше, Л. в известной степени поэтизирует "право сильного"; в его
ранних рассказах зачастую выдвигается превосходство белых пришельцев над
"краснокожими". Лишь постепенно писателю открывается трагедия разоряемой
Аляски и коренного населения Америки - индейцев. В отличие от откровенных
хищников, положительный герой северных рассказов Л.- волевой, мужественный
человек, готовый прийти на помощь товарищу, способный на большую и настоящую
любовь. Благородство человеческой натуры, яркий мир экзотики и приключений
выделяют и произв. Л. на "морскую" тему, где, впрочем, сохранились неизжитые
противоречия в мировоззрении писателя. Роман "Морской волк" (1904, рус.
пер. 1911) - сложное, противоречивое произв., содержащее осуждение индивидуализма
и ницшеанской философии "сверхчеловека". Большой разоблачит, силы достигает
критика экспансионистской политики амер. империализма в сб. "Рассказы южных
морей" (1911). После знакомства Л. с романом М. Горького "Фома Гордеев"
(его отзыв о романе напечатан в 1901) в творчестве Л. всё настойчивее звучит
голос в защиту угнетённых. "Люди бездны" (1903, рус. пер. под назв. "На
дне", 1906) - книга о страшной судьбе бедняков Ист-Энда в Лондоне, к-рый
писатель незадолго до этого посетил. Л. также мастер репортажа, документального
очерка; неск. раз был корреспондентом на театрах воен. действий. Восторженно
встретив рус. Революцию 1905-07, Л. ездил с лекциями по стране, выступая
перед рабочей и студенческой аудиторией; в печати появился цикл публицистич.
статей Л. о классовой борьбе в США (позднее объединены в сб-ки "Война классов",
1905, и "Революция", 1910). В романе "Железная пята" (1908, рус. пер. 1912)
писатель дал острую критику финансовых и пром. королей. Пафос этого публицистич.
романа-утопии - борьба за социальное переустройство мира, во имя чего отдают
свои жизни проф. революционер Эрнст Эверхард и его соратники.

Дж. Лондон.

Д ж. Лондон. "Зон предков" (Нью-Йорк,
1903). Илл. Ф. Р. Гудвина.



В обстановке спада революц. настроений
и наступления реакции в США появляется роман Л. "Мартин Идеи" (1909, рус.
пер. 1912), в к-ром особенно заметно влияние М. Горького. Л. отстаивает
право писателя на отображение "грубой" правды жизни, на активное вмешательство
в действительность. Впервые в амер. лит-ре Л. поднял тему "умерщвления"
таланта. Мартин Идеи одинок, его трагедия - в неумении найти своё место
в борьбе народа за освобождение. В 1919 В. В. Маяковский инсценировал этот
роман ("Не для денег родившийся") и сыграл в фильме гл. роль. После 1910
Л. отходит от политич. деятельности. Незадолго до смерти он вышел из Социалистич.
партии США, утратив веру в её "боевой дух", как сказано в его заявлении.
За нек-рыми исключениями (пьеса "Кража", 1910, новелла "Мексиканец", 1911),
произв. Л. 1911-16 по художеств. достоинствам намного слабее предыдущих,
порой откровенно потакают обывательским вкусам. Произв. этих лет - "Время
не ждёт" (1910), "Лунная долина" (1913), "Маленькая хозяйка большого дома"
(1916, рус. пер. 1924), "Сердца трёх" (1920) отражают попытку писателя
представить "возвращение к природе" как разрешение всех социальных проблем.
Последние годы жизни Л. страдал тяжёлой болезнью.


Писатель-борец, новатор темы и формы, Л.
много сделал для утверждения реалистич. традиций в совр. амер. лит-ре.
Один из зачинателей пролет, лит-ры на Западе, Л. завоевал всемирное признание,
его книги переведены на мн. языки.


Соч.: Selected stories, N. Y., 1930; The
assassination bureau, N. Y., 1963; Letters from Jack London, N. Y., 1965;
в рус. пер.- Поли. собр. соч., т. 1-24, М.- Л., 1928- 1929; Собр. соч.,
т. 1-14, М., 1961.


Лит.: Богословский В. Н., Дж. Лондон,
М., 1964; Стоун И., Моряк в седле, М., 1960; Ф о н е р Ф., Джек Лондон
- американский бунтарь, М., 1966; Джек Лондон. Биобиблиографический указатель.
[Сост. Б. М. Парчевская], М., 1969; London Ch., The book of Jack London,
v. 1 - 2, N. Y., 1921; London Joan, Jack London and his times, N. Y., 1939;
G a r s t Sh., Jack London, magnet for adventure, N. Y., 1945; О' С о n
n о r R., Jack London, L.- Boston - Toronto, 1964; Wооdbridge Hensley C.
[a. o.]. Jack London: a ibliography, Georgetown (Calif.), 1966.

И. М. Баданова.




А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я