ЛОНДОНСКАЯ ШКОЛА СТРУКТУРАЛИЗМА
направление
в совр. структурной лингвистике (Дж. Р. Ферс, В. Аллен, Р. Робине, М. Холлидей
и др.). Л. ш. с. изучает язык в синхронном плане (см. Синхрония), различая
понятия структуры (синтагматика) и системы (парадигматика), а
также социальные аспекты языка. На первый план выдвигается семантика.
Осн.
вклад в языкознание - ситуационная теория значения в семантике (зависимость
значения языковой единицы от употребления её в типовом контексте определенным
лицом; функциональные вариации речи выделяются на базе типовых контекстов)
и просодический (см. Просодия) анализ в фонологии (учёт явлений,
наслаивающихся на звук: число и природа слогов, характер звуковых последовательностей,
границ морфем, ударения и т. п.). Осн. функцией фонемы считается смыслораз-личительная.
Л. ш. с. отвергает понятия речевого коллектива и обществ, опыта, изучая
речь отд. индивида, страдает терминологич. и методологич. нечёткостью,
оказывается во мн. аспектах лингвистикой речи, а не языка.
Лит.: Ферс Д ж. Р., Техника семантики,
в кн.: Новое в лингвистике, в. 2, М., 1962; Кубрякова Е. С., Из истории
английского структурализма, в кн.: Основные направления структурализма,
М., 1964; Firth J. R., Papers in linguistics, L., 1957; Studies in linguistic
analysis, Oxf., 1957; Langendoen T. D., The London-school of linguistics,
Camb. (Mass.), 1968.
А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я