ЛОССКИЙ
Николай Онуфриевич [24.
11(6.12). 1870, Кресловка, ок. Витебска,-24.1.1965, Сен-Женевьев-де-Буа],
русский философ-идеалист, представитель интуитивизма и персонализма.
Приват-доцент
(с 1900) и проф. (с 1916) Петерб. ун-та. В 1922 выслан за границу. До 1945
жил в Чехословакии. Проф. философии в Рус. духовной академии в Нью-Йорке
(1947-50). Гл. задача философии, по Л.,- построить "теорию о мире как едином
целом" на основе прежде всего религ. опыта. Центр, элемент мира - мистически
понимаемая личность как сверхвременной субъект творчества. Познание начинается
тогда, когда на объект направляется серия "интенциональных" (целевых) актов
- осознание, внимание и т. д.; в зависимости от характера объекта он познаётся
посредством различных видов интуиции: интеллектуальной, чувственной или
мистической. Осн. черты рус. философии, по Л.,- её этический характер,
"религиозная реалистичность", "синтетичность". Л. принижает роль мыслителей-материалистов
в развитии рус. философии ("История русской философии", 1951, рус. пер.
1954).
Соч.: Основные учения психологии с точки
зрения волюнтаризма, СПБ, 1903; Мир как органическое целое, М., 1917; Основные
вопросы гносеологии. Сб. ст., П., 1919; Интуитивная философия Бергсона,
3 изд., П., 1922; Обоснование интуитивизма, 3 изд., Берлин, 1924; Свобода
воли, Париж, 1927; Типы мировоззрений, Париж, 1931; Условия абсолютного
добра (основы этики), Париж, 1931; Чувственная, интеллектуальная и мистическая
интуиция, Париж, 1938; Достоевский и его христианское миропонимание, Нью-Йорк,
1953; Personalistischer Idealismus, "Kant-Studien", 1959-60, Bd 51, H.
4.
Лит.: Ч у ева И. П., Критика идей
интуитивизма в России, М.- Л., 1963; История философии в СССР, т. 4, М.,
1971.
Л. Н. Суворов.
А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я