ЛУЖИЧАНЕ

ЛУЖИЧАНЕ лужицкие сербы, серболужичане
[самоназвание- Serbja, Serby; нем. назв.- сорбы (Sor-ben), венды (Wenden)],
зап.-слав, народность в ГДР; живут в 12 р-нах Котбус-ского и Дрезденского
округов с центром в г. Бауцен (Будишин). Числ. ок. 100 тыс. чел. (1970,
оценка). Говорят на лужицком языке, а также на нем. яз. Верующие
- гл. обр. лютеране, частично - католики. Работают в сельском хозяйстве
и промышленности, значит, группу составляет интеллигенция. В 8- 10 вв.
Л., входившие в состав полабских славян и жившие в р-не, ограниченном
на В. pp. Одер и Бобр, на 3.- р. Заале, на С.- ниж. течением р. Шпре и
на Ю.- сев. Судетами, вели борьбу с наступлением нем. феодалов. После завоевания
(кон. 10 в.) последними лужицких земель


Л. были частично германизированы и находились
на положении угнетённого нац. меньшинства вплоть до разгрома фаш. Германии
в 1945. Л. в их борьбе против нем. угнетения, за нац. права и развитие
нац. культуры и языка объединял созданный в 1912 мелкобурж.-крестьянский
союз Л. - Домовина. В 1937 союз был запрещён фаш. режимом. Восстановленный
в мае 1945, он как массовая демократич. организация вошёл в Национальный
фронт ГДР.
Л. обеспечено полное равноправие и возможность развивать
свою культуру и родной язык (конституция ГДР, ст. 40).


Лит.: Семиряга М. И., Лужичане,
М.- Л., 1955; Die Sorben. 4 Aufl., Bautzen, 1971 (библ.); Cyz В., Die DDR
und die Sorben. Eine Dokumentation zur Nationalita-tenpolitik in der DDR,
Bautzen, [1969]. К. Ю. Шиллер.


Литература. До возникновения лит-ры на
родном языке Л., как и мн. народы Зап. Европы, пользовались лат. языком.
Самый древний сохранившийся памятник на лужицком яз.- "Будишин-ская присяга"
(нач. 16 в.). Основоположник лужицкой нац. лит-ры - поэт и прозаик А. Зейлер
(1804-72). В 19 в. выступали также поэт Я. Радысерб-Веля (1822-1907), прозаик
Я. Мучинк (1821-1904) и др. Лужицкую лит-ру рубежа 19-20 вв. представляет
прежде всего поэт Я. Барт-Чишинский (1856-1909); в это время известны прозаики
М. Андрицкий (1871 -1908), Ю. Вингер (1872-1918). Для лит-ры критич. реализма
20 в. характерно творчество поэтов Ю. Новака (р. 1895), М. Виткойц (р.
1893), Ю. Хежки (1917- 1944), прозаиков Я. Скалы (1889-1945), Я. Лоренц-Залесского
(1874-1939). С 1945 в развитии лит-ры находит отражение рост духовной культуры
лужицкого нац. меньшинства в ГДР (см. Германская Демократическая Республика,
раздел
Литература). Лит-ру совр. Л., являющуюся неотъемлемой частью социа-листич.
народной лит-ры ГДР, представляют прозаики Ю. Брезан (р. 1916), Ю. Кох
(р. 1936), поэт К. Лоренц (р. 1938) и др.


Архитектура и изобразительное искусство.
Для Нижней Лужицы характерны срубные одноэтажные постройки, для Верхней
Лужицы - двухэтажные, со срубным 1-м этажом и каркасным 2-м. Расцвет нар.
декоративно-прикладного иск-ва относится к 18-19 вв., нек-рые его виды
продолжали развиваться и в 1-й пол. 20 в. В 18-19 вв. широкое развитие
получили художеств, ткачество (синяя набойка с белым растит, узором) и
вышивка, мотивы к-рой сходны с орнаментом др. слав, народов. Ещё в нач.
20 в. значит, место в быту Л. занимали кустарная

Лужичане. Тарелка с пёстрым узором.

Пастилаж. 19 в. Музей художественного
ремесла. Дрезден.

Лужичане. Дверная филёнка платяного
шкафа с росписью. Верхняя Лужица. 1789. Музей народного искусства. Дрезден.



резная мебель и утварь из дерева, отличающиеся
яркой росписью. Известны также роспись пасхальных яиц ("писанки"), пёстрая
керамика, плетение из ветвей дерева, изготовление пряничных досок. С образованием
ГДР Л. получили все возможности для развития проф. иск-ва. Осн. сфера деятельности
ведущих лужицких художников М. Новака и Ханки Кравцец, черпающих сюжеты
и мотивы из истории и фольклора своего народа,- графика и книжная иллюстрация.
Вокруг Новака в 50-е гг. сгруппировались молодые художественные силы (В.
Шибарь, Я. Бук, В. Ланзына-Лоренцец).

Лужичане. Дом верхнелужицкого типа в
Гросшёнау (округ Дрезден).



Лит.: Lucking W., N е d о P., Die
Lauzitz, В., 1956; Deutschmann Е., Die Lauzitzer Holzbaukunst, Bautzen.
1959; Langematz R., Nedo P., Sorbiesche Volkskunst, Bautzen, 1968. А.
С. Шатских.



Музыка, театр. С 17 в. в р-нах Гёрлица,
Губена, Луккау создавались корпорации нар. музыкантов. Известны имена певца,
исполнителя церк. песен Бартоломея (17 в.), композитора Ю. Рака (18 в.).
До сер. 19 в. лужицкая музыка была представлена нар. вокальным творчеством.
Существует неск. видов старинных лужицких песен: романтич. и элегич. дорожные,
свадебные, песни, сопровождавшие танцы, песни-легенды, исполнявшиеся во
время богослужений. Структура мелодии проста, диапазон обычно не превышает
октавы. Различные по характеру мелодии отличает выдержанный ритмич. рисунок.
В качестве украшений используются трели на вводных тонах и проходящие звуки,
а в конце песни т. н. козлиные трели. В 1841 - 43 впервые был издан сборник
лужицких песен (переиздан в 1953). Основные народные музыкальные инструменты:
таракава (род гобоя), волынка, скрипка.


Проф. музыка возникла в 40-х гг. 19 в.
Её основоположник комп. К. А. Коцор, автор первой лужицкой оперы "Якуб
и Ката" (1861), ораторий, камерных произв. и многочисл. обработок нар.
песен. Значит, событиями нац. муз. культуры стали организованные Коцором
(в 1845) "Праздники лужицкой песни". Крупнейшие представители муз. иск-ва
нач. 20 в. - Б. Кравц-Шнейдер и К. Карнавка, с кон. 1940-х гг. - Ю. Винар,
автор массовых лужицких песен, обработок нар. песен, эстрадной музыки.
В нач. 70-х гг. в жанрах симф. и камерно-инструм. музыки работают комп.
Я. Рауп, Я. Бу-ланк, X. Нагель. В 1952 создан Гос. ансамбль лужицкой нар.
культуры, состоящий из хора, оркестра и танц. группы. Работу в области
нац. муз. культуры возглавляет Дом лужицкого нар. иск-ва в Бауцене. Изучением
проф. музыки и музыкального фольклора Л. занимается Институт лужицкого
народоведения в Бауцене.


В 1862 по инициативе поэта Я. Чеслы в Бауцене
состоялось первое театр, представление, после чего любит, театр получил
большое распространение. С установлением фаш. диктатуры лужицкий театр
был запрещён. После освобождения от фашизма самодеятельное театр, иск-во
лужичан заняло важное место в нар. творчестве ГДР; с 1945 в деревнях, а
за-тем в Бауцене созданы многочисл. театр. труппы. В 1948 был открыт передвижной
театр "Сорбите фольксбюне", к-рый в 1963 слился с нем. Гос. театром, образовав
"Дойч-сорбишес фолькстеатр" в Бауцене (спектакли идут на лужицком и нем.
языках). Наряду с драматич. представлениями здесь ставятся оперы, оперетты,
зингшпили. На его сцене в 1972 - 73 осуществлена постановка первого лужицкого
балета "Крестьянская легенда, или Девушка Ганка" Д. Новки. В репертуар
входят произв. лужицкой, нем. и зарубежной драматургии. Получили известность
лужицкие драматурги Ю. Врезан, Ю. Вьела-Кубшчан, Я. Краян, М. Кубашец.
В 1955 при "Дойч-сорбишес фолькстеатр" организована театральная студия,
готовящая кадры для лужицкого театра.


Лит.: Die Sorben, 4 Auf]., Bautzen,
1971. , М . Н. Ермакова.




А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я