ЛЮТЕР
(Luther) Мартин (10.11.1483,
Эйслебен, Саксония,- 18.2.1546, там же), глава бюргерской
Реформации
в
Германии, основатель нем. протестантизма (лютеранства).
Род. в семье
бывшего рудокопа, ставшего одним из владельцев плавилен и меднорудных разработок.
Окончив в 1505 Эрфуртский ун-т со степенью магистра свободных искусств,
Л. поступил в августинский монастырь в Эрфурте. В 1508 начал читать лекции
в Виттенбергском ун-те (с 1512 доктор богословия). В обстановке подъёма
обществ, движения в Германии, направленного в первую очередь против католич.
церкви (см. ст. Германия, Историч. очерк), Л. выступил с 95 тезисами
против индульгенций (вывесил тезисы 31 окт. 1517 на дверях виттенбергской
Замковой церкви). Эти тезисы содержали основные положения его нового религ.
учения (развитые им затем в других соч.), отрицавшего осн. догматы и весь
строй католич. церкви. Отвергнув католическую догму о том, что церковь
и духовенство являются необходимыми посредниками между человеком и богом,
Л. объявил веру христианина единственным путём "спасения души", которое
даруется ему непосредственно богом (тезис об "оправдании одной верой");
Л. утверждал, что и мирская жизнь и весь мирской порядок, обеспечивающий
человеку возможность "отдаваться вере" (светское государство и его учреждения),
занимают важное место в христианской религии. Л. отверг авторитет папских
декретов и посланий (Священное предание) и требовал восстановления авторитета
Священного писания. Своими новыми положениями Л. отвергал претензии духовенства
на господствующее положение в обществе. Роль духовенства Л. ограничивал
наставлением христиан в духе "смирения" и "сокрушения сердца", осознания
человеком его полной зависимости от "милости божьей> в деле спасения его
души. В религиозных воззрениях Л. нашли отражение противоречивые настроения
и колебания нем. бюргерства нач. 16 в., обусловленные его классовой незрелостью:
с одной стороны, стремление "реабилитировать" светскую деятельность, с
другой - консерватизм, выразившийся в сохранении католич. положения о греховной
природе человека.
М. Лютер. Портрет работы Лукаса Кранаха.
1526.
Тезисы Л. были восприняты оппозиц. и революц.
слоями населения как сигнал к выступлению против католич. церкви и освящавшегося
ею обществ, строя, причём реформационное движение вышло за те границы,
к-рые ставил ему Л. Опираясь на обществ, движение в Германии, Л. отказался
явиться на церковный суд в Рим, а на Лейпцигском диспуте с католич. богословами
в 1519 открыто заявил, что во многом считает правильными положения, выдвинутые
чеш. реформатором Яном Гусом. В 1520 Л. публично сжёг во дворе Виттенбергского
ун-та папскую буллу об отлучении его от церкви. В том же году в обращении
ч К христианскому дворянству немецкой нации" Л. объявил, что борьба с папским
засильем является делом всей немецкой нации. Но в 1520- 1521, когда позиции
разных примкнувших к Реформации классов стали определяться и на политич.
арену выступил Т. Мюнцер, показавший новое, народное понимание Реформации,
Л. стал отходить от первоначально занятой им радикальной позиции, уточнив,
что "христианскую свободу" следует понимать лишь в смысле духовной свободы,
с к-рой телесная несвобода (включая крепостное состояние) вполне совместима.
От преследования по Вормсскому эдикту 1521 Л. искал защиты не в
народном лагере, а у князей, укрывшись в замке Вартбург курфюрста Фридриха
Саксонского. С этого времени начинаются резкие выступления Л. против радикально-бюргерских
направлений Реформации
(Карл-штадт
и др.) и особенно против революц.
борьбы народных масс. Л. указывал, что светская власть обязана охранять
существующий обществ, порядок силой меча. Во время Крестьянской войны
1524-26 он требовал кровавой расправы с восставшими крестьянами и восстановления
крепостного состояния.
Историч. значение деятельности Л. прежде
всего в том, что его выступлением был дан толчок мощному подъёму движения
всех передовых и революционных сил общества. Вместе с тем лютеровская Реформация,
порвав с общенародным движением, центром к-рого она вначале являлась, сделалась
впоследствии опорой власти феодальных князей. Важное значение имело провозглашение
Л. идеи независимости светского государства от католической церкви, что
в эпоху раннего капитализма соответствовало интересам зарождавшихся бурж.
элементов.
В историю нем. обществ, мысли Л. вошёл
и как деятель культуры - как реформатор образования, языка, музыки и т.
д. Он не только испытал на себе влияние культуры Возрождения, но в интесах
борьбы с "папистами" стремился использовать нар. культуру и многое сделал
для её развития. Большое значение имел выполненный Л. перевод на нем. яз.
Библии (1522-42), в к-ром ему удалось утвердить нормы общенем. нац. языка.
Соч.: Werke. Kritische Gesamtausgabe, Abt.
1-4, 1882-1972 (изд. продолжается); Hilfsbuch zum Lutherstudium, hrsg.
von K. Aland, 3 Aufl., Weimar, 1970.
Лит.: Маркс К., К критике гегелевской
философии права, Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 1,с. 422-23; Энгел
ь с Ф., Крестьянская война в Германии, там же, т. 7; Смирин М. М., Народная
реформация Томаса Мюнцера и Великая Крестьянская война, 2 изд., М., 1955;
его же, Лютер и общественное движение в Германии в эпоху Реформации (к
450-летию немецкой реформации), в сб.: Вопросы научного атеизма, в. 5,
М., 1968; Muller-Streisand R., Luthers Weg von der Reformation zur Restauration,
Halle, 1964; Zschabitz G., M. Luther, GroBe und Grenze, Tl 1 (1483-1526),
В., 1967; Тrebs H., Martin Luther heute, В., 1967. М. М. Смирин.
А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я