МАБЛИ
(Маblу) Габриель Б о н н о
де (14.3.1709, Гренобль,-23.4.1785, Париж), французский политич. мыслитель,
утопич. коммунист, историк. Из дворянской семьи. Учился в иезуитском
коллеже и в семинарии; затем отказался от духовной карьеры. С 1742 находился
на дипломатич. службе; в 1746 оставил её и посвятил дальнейшую жизнь науч.
занятиям. В основе взглядов М. на общество лежали теории общественного
договора и естественного права. Первоначально, утверждал М.,
обществ, жизнь была основана на коллективном владении землёй. Этот строй
был разрушен в результате возникновения частной собственности. Полемизируя
с физиократами, М. доказывал, что частная собственность не является
элементом "естественного порядка", а возникла "по воле людей", не сумевших
предусмотреть последствий её установления; она - осн. источник всех несчастий
человечества (см. Избр. произв., М.- Л., 1950, с. 125). Скромная жизнь
при общности имуществ создаёт добродетельных и счастливых людей. Коммунизм
М.- аскетич. коммунизм. М. считал, что хотя "система общности" имушеств
отвечает принципам разума, восстановить её невозможно. Проповедь коммунистич.
строя не может иметь успеха. В обществе, разделённом на богатых и бедных,
нет силы, способной его осуществить (богатые не хотят "строя общности",
народ же забит, у него отсутствует "принцип равенства"), Т. о., М. отверг
веру философов 18 в. во всесилие разума и подошёл к мысли о зависимости
взглядов и поведения людей от их имуществ. положения. Единственно практически
возможное, по мнению М.,- это уменьшение имуществ. неравенства. Для этого
он предлагал уравнительные мероприятия: ограничение потребностей, пресечение
роскоши. М. считал, что народ является носителем верховной власти, и признавал
за ним право изменять существующее правление. М. оправдывал революции и
гражд. войны, когда они направлены против насилия и деспотизма.
Произведения М., в к-рых пропагандировались
идеи нар. суверенитета, способствовали идеоло-гич. подготовке Великой франц.
революции. На коммунистич. идеи М. ссылались Г. Бабёф и Ф. М. Буонарроти.
М. был хорошо известен и в России. Одно из его произведений было переведено
на рус. яз. А. Н. Радищевым ("Размышления о греческой истории, или О причинах
благоденствия и несчастия греков", 1773).
Соч.: Collection complete des oeuvres.
t. 1 - 15, P., 1794 - 95; в рус. пер.- Иэбр. произв., М.- Л., 1950; Начальные
основания нравоучения, ч. 1 - 3, М., 1803: О изучении истории, ч. 1 - 3,
[СПБ], 1812.
Лит.: Маркс К. и Энгельс Ф., Соч.,
2 изд., т. 4, с. 315: С а ф р о н о в С. С., Политические и социальные
идеи Мабли, в сб.: Из истории социально-политических идей, М., 1955; В
о л г и н В. П., Развитие общественной мысли во Франции в XVIII в., М.,
1958; его же, Французский утопический коммунизм, М., 1960; LecercleJ. L.,
Utopie et realisme politique chez Mably, в сб.: Studies on Voltaire and
the XVIII century, v. 26, Gen., 1963. А. А. Макаровский.
А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я