МАДРИГАЛ

МАДРИГАЛ [франц. madrigal, итал.
madrigale, от позднелат. matricale (от лат. mater - мать) - песня на родном
(материнском) языке (в отличие от лат. песнопений)], светский муз.-поэтич.
жанр эпохи Возрождения. Истоки М. восходят к нар. поэзии, к старинной итал.
пастушеской песне. В 14 в. появился в итал. проф. поэзии как вид песенной
лирики идиллич. содержания (см. Идиллия) и сразу же привлёк внимание
композиторов. С 14 по 16 вв. поэтич. М. создавались, как правило, для муз.
воплощения. Ранние музыкально-поэтич. М.- 2-3-голосные вокально-инструментальные
произв. в куплетной форме с рефреном на любовно-лирич , шуточно-бытовые,
мифологич. и др. темы (Дж. да Фиренцо, Ф. Ландино и др.). После долгого
перерыва М. возродился в 16 в. в виде 4-5-голосного сочинения без инструментального
сопровождения, преим. лирич. характера (А. Вилларт, К. Феста, Я. Аркадельт,
Палестрина, О. Лассо) на тексты Петрарки, Боккаччо, Тассо, Гварини. М.
был популярен также в Англии (Т. Морли, Дж. Уилби) и Германии (X. Л. Хаслер,
Г. Шюц). Для зрелых М. (Л. Маренцио, К. Джезуальдо, К. Монтеверди, кон.
16 в.) характерны свобода выражения мыслей и чувств, насыщенность изобразит,
приёмами, смелые диссонансы, хроматизмы, яркие ритмич. и фактурные контрасты.
В кон. 16 - нач. 17 вв. М. сближаются с концертными и драматич. жанрами,
ложатся в основу мадригальной комедии М. более позднего времени не связан
с музыкой; это небольшое стихотворение-комплимент (поев, обычно женщине).
М. 18 - нач. 19 вв.- жанр салонной и альбомной поэзии; в России встречается
у К. Н. Батюшкова, А. С. Пушкина. Клас-сич. образец М. принадлежит М. Ю.
Лермонтову: "Душа телесна!" ты всех уверяешь смело: Я соглашусь, любовию
дыша: Твоё прекраснейшее тело Не что иное, как душа! Т. Н. Дубровская.




А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я