МАЗХАБ
(араб., букв.- путь, образ
действия), религ.- юридич. толк (доктрина, школа) мусульм. суннитского
права. М. (мн. ч.- мазахиб) возникли в 8-9 вв. Из многочисл. М. сохранилось
4-ханифитский, маликитский, шафиитский и ханбалитский (названы по имени
их основателей Абу Ханифы, Малика ибн Анаса, аш-Шафии, Ибн Ханбала), к-рые
признаются непререкаемыми и последними авторитетами в толковании мусульм.
права. Расходясь по множеству деталей, иногда существенных (так, ханифизм
более терпим к возможности пользования отд. компонентами обычного права-адата,
признаёт
адм. регламентацию гос. власти; маликизм более ревностно придерживается
буквы священного предания-сунны; шафиизм-это компромисс между ханифизмом
и маликизмом; ханбализм ещё более, чем маликизм, нетерпим к новому, акцентирует
максимальную строгость в соблюдении всех норм шариата), все эти толки едины
в верности принципиальным положениям суннизма.
Ханифизм преобладает среди мусульман в
странах, населённых тюркоязыч-ными народами (в т. ч. и в Сов. Союзе, кроме
Азербайджана), а также у кит., инд. и сирийских мусульман; маликизм- в
Тунисе, Алжире, Марокко, Зап. Африке, Судане, частично в Египте; шафиизм
- в Египте, Вост. Африке, Индонезии; ханбализм - почти исключительно в
Саудовской Аравии.
А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я