МАЙОЛЬ
(Maillol) Аристид Жозеф Бонавентюр
(8. 12. 1861, Баньюльс-сюр-Мер, Вост. Пиренеи, - 27. 9. 1944, там же),
французский скульптор. Учился живописи в Школе изящных иск-в в Париже (1882-86).
Испытал влияние П. Э. А. Гогена, был близок к группе "иабм"; в нач.
1890-х гг. выполнял эскизы для гобеленов и сам старался возродить их ручное
произ-во. Со 2-й пол. 1890-х гг. самостоятельно обратился к скульптуре,
создавая вначале небольшие станковые произв., отмеченные архаизацией и
упрощённым декоративизмом в духе стиля "модерн". В зрелый период
творчества (с нач. 1900-х гг.), опираясь на др.-греч. наследне и вместе
с тем сохраняя совр. жизненную конкретность образов, М. стремился к обобщённости
и архитектонич. ясности объёмно-пластич. масс, добивался величавой гармонии
мощных, иногда грузных форм и плавности линий силуэта ("Ночь", 1902-09;
"Желание", 1905-08; "Венера с ожерельем", 1930). Изображая гл. обр. обнажённую
жен. фигуру (мрамор, камень, бронза), воплощая в ней свой идеал прекрасного
человека, М. в то же время передавал или ощущение созерцат. покоя (вызывающее
мысль о глубинной связи эпох "Средиземноморье", 1902-05), или динамич.
начало (символизирующая героич. характер нации фигура "Иль-де-Франс", 1920-25).
Подолгу работая над каждым произв., М. стремился связать символич. содержание
образов с современностью, а их художеств, решение с окружающей средой (памятники
павшим в 1-ю мировую войну, монументы в честь выдающихся людей кон. 19
в.). Могучая жен. фигура "Скованное действие" (бронза, 1906, Нац. музей
совр. иск-ва, Париж) раскрывает пафос жизни Л. О. Бланки, отданной борьбе;
нимфа с лавровой ветвью, выражающая идею гармонии (1912-25), олицетворяет
цель исканий П. Сезанна. В произв., имеющих декоративный характер ("Помона",
илл. см. т. 4, табл. III, стр. 48-49; "Река", 1939-43), важную роль играет
чувственное начало, выявление единства человека и природы. М. известен
как мастер мелкой пластики и рисовальщик (эскизы скульптур и оригинальные
рис.); занимался также гравюрой и литографией. Его гуманистич. и реалистич.
по своей сути искусство оказало большое влияние на мн. крупных скульпторов
20 в.
А. Маполь (рисунок М. Денн).
Лит.: Терновец Б., Майоль, М., 1935;
Чегодаев А., Аристид Майоль, "Искусство", 1962, ;№ 1; Claudel J., A. Maillol,
sa vie, son oeuvre, ses idees, P., 1937; Rewald J., The wood-cuts of A.
Maillol, N. Y., 1943; George W., A. Maillol, Neuchatel, 1964. К. Г.
Богемская.
А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я