МАЙЯ

МАЙЯ индейский народ
в Мексике (п-ов Юкатан) (340 тыс. чел., 1970) и в Белизе (13 тыс. чел.).
Язык М. относится к семье языков майя-киче. Часть М. знает исп. язык. По
религии М. формально католики, но фактически у них сохраняются пережитки
дохрист. верований. Осн. занятие совр. М.-земледелие. М. - создатели одной
из древнейших цивилизаций Америки, существовавшей на терр. юго-вост. Мексики,
Гондураса и Гватемалы. Возникновение цивилизации М. тесно связано с ольмекской
культурой
в Мексике. Древние М. занимались подсечно-огневым земледелием,
выращивая кукурузу, фасоль, тыкву, томаты, корнеплоды, хлопчатник; разводили
индюков и собак, мясо к-рых шло в пищу; занимались также охотой, рыболовством
и пчеловодством. В 1-м тыс. н. э. у М. появились города с кам. сооружениями.
Известно более 100 городов, наиболее крупные: Тикалъ, Копан, Чичен-Ица,
Ушмалъ.
В 9 в. большинство городов М. погибло, по-видимому, вследствие
вторжения руководимых толътеками индейских племён. В 10 в. на Юкатане
возникло новое майя-тольтекское гос-во, в дальнейшем распавшееся на независимые
города-государства. Господствующий слой в обществе М. составляли воен.
знать и жрецы (жречество имело сложную иерархию). У М. сохранялись пережитки
родовых отношений, было развито рабство. Жители селений, составлявших терр.
общины, несли различные повинности. В городах было развито ремесл. производство.
Существовала многочисл. прослойка купцов. М. создали свою иероглифич. письменность
(см. Майя письмо). Они обладали науч. знаниями в области математики,
медицины, астрономии (в частности, существовал детально разработанный календарь,
с помощью к-рого они определяли сроки с.-х. работ). В религии М. особенно
почитали божества дождя и ветра. Из-за героич. сопротивления М. начавшееся
в 1527 завоевание Юкатана испанцами продолжалось многие десятилетия. М.
неоднократно восставали и после установления независимости Мексики (крупнейшие
выступления в 1847-54 и в 1904).


Древние сооружения М., помещённые
на стилобатах,- четырёхгранные ступенчатые пирамиды, на усечённых вершинах
к-рых находятся небольшие храмы (напр., «Храм Солнца» в Паленке, 2-я пол.
7 в.), а также узкие длинные здания (резиденции правителей, жречества и
знати), к-рые группируются вокруг замкнутых дворов, и площадки для культовых
игр. Скульптура (первонач. материал - дерево, затем - известняк), представленная
рельефами на стенах храмов и стелах (весьма, схематичными до 4 в., более
естеств. в 7 -нач. 8 вв.), получила особенное развитие во 2-й пол. 8-9
вв., когда образовались местные школы (Пьедрас-Неграс, Паленке, Копан и
Киригуа). В это время появились уравновешенные многофигурные композиции,
в к-рых плоский рельеф свободно сочетался с горельефом. Совершенства достигла
мелкая пластика (статуэтки из терракоты и изделия из полудрагоценных камней).
Живопись М. представлена настенными росписями (яркие по цвету росписи храма
в Бонампаке, 2-я пол. 8 в.) и изображениями на сосудах (мифологич. или
историч. тематика). Известны рисунки в иероглифич. рукописях М. (среди
них своим художеств, уровнем выделяются рисунки в "Дрезденской рукописи").
В майя-тольтекский период на п-ове Юкатан крупными архитектурно-худ ожеств.
центрами
были города Чичен-Ица, Ушмаль и Майяпан.


Лит.: Ланд а Д., Сообщение о делах
в Юкатане. 1566 г., пер. со староисп., М.-Л., 1955; Народы Америки, т.
2, М., 1959; Кнорозов Ю. В., Письменность индейцев майя, М.- Л., 1963;
Галленкамп Ч., Майя, пер. с англ., М., 1966; Кузьмищев В., Тайна жрецов
майя, М., 1968; Кинжалов Р. В., Искусство древних майя, М.- Л., 1968; его
же, Культура древних майя, Л., 1971 (библ.); Моr1еу S. G,, The ancient
Maya, 3 ed., Stanford, [1956]; Сое М. D., The Maya, N. Y. - Wash., [1966];
К id d er A., Samayoa Chinchilla C., The art of the ancient Maya, N. Y.,
1959; M a r t i n e z Paredez D., Un continente у una cultura, Мех., I960;
W a d e p u h 1 W., Die alten Maya und ihre Kultur, Lpz., 1964; Maya, Fribourg,
[1964].




А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я