МАЙЯ
(санскр. - видимость, иллюзия),
одно из важнейших и наиболее универсальных понятий древней и ср.-век. инд.
религии, философии и культуры. Первоначально, по-видимому, означало магич.
способность шамана, мага или жреца преобразовывать друг в друга вещи и
события видимого мира. Впоследствии из первоначального мифологич. представления
развились три концепции М., отразившие три стороны её исходного значения.
Во-первых, "энергетическая" концепция: М. как божественная творч. сила,
ассоциирующаяся с рождающим женским началом ("шакти"), служащая необходимым
дополнением образа любого инд. божества - способом его раскрытия в универсуме.
Во-вторых, "материальная" концепция: М. представляется "тканью" любой действительности
и конечным продуктом всякой (не только божественной) деятельности и т.
о. приравнивается к понятию "сотворённая вселенная", противополагаясь несотворённому
духовному началу. В-третьих, "психологическая" концепция: М. выступает
синонимом игры психич. сил ("хрида", или "лила"), иллюзорности всего воспринимаемого
и мыслимого, завесы, закрывающей от человеческого взора высшую сущность
бытия и действит. смысл обыденного существования.
В филос. толковании адвайта-веданты (учение
"майя-вада") М. предстаёт как способность, промежуточная между абс. реальностью
(брахманом)
и
абс. нереальностью ("круглый квадрат"). Она не сотворена и не уничтожима.
Противопоставление брахмана как абс. реальности и М. как мира явлений позволило
основателю адвайта-веданты Шанкаре
создать законченную систему метафизики,
в к-рой онтологич., гносеологич. и психологич. антиномии и парадоксы решаются
за счёт введения понятия об уровнях реальности, образующих структуру М.
В отд. релит, культах (прежде всего в шиваизме)
М.выступаетв
антропоморфном виде - как супруга Шивы.
Лит.: Shastri P. D., The doctrine
of Maya in Vedanta, L., 1911; Deutsch E., Adyaita-Vedanta, Honolulu, 1969;
Saccidanandamurti К., Revelation and reason in Advaita-Vedanta, Waltair,
1959. А. М. Пятигорский.
А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я