МАКАРЕНКО
Антон Семёнович [1(13).3.
1888, Белополье, ныне Сумской обл.,- 1.4.1939, Москва], советский педагог
и писатель. После окончания Кременчугского гор. уч-ща и пед. курсов при
нём (1905) учительствовал на Украине. В 1917 окончил Полтавский учительский
ин-т. В 20-30-е гг. руководил трудовой колонией для несовершеннолетних
правонарушителей близ Полтавы (см. Колония имени М. Горького) и
трудовой дет. коммуной им. Ф. Э. Дзержинского в пригороде Харькова. М.
осуществил беспримерный в пед. практике опыт массового перевоспитания детей-правонарушителей.
В 1937 переехал в Москву, посвятив себя лит. и общественно-пед. деятельности.
Внёс большой вклад в теорию и практику коммунистич. воспитания, показал
огромные возможности целенаправленного воспитат. воздействия. По М., цель
воспитат. работы определяется закономерностями обществ, развития, целью
и задачами борьбы сов. народа за коммунизм, политикой Коммунистич. партии
и Сов. гос-ва в области коммунистич. воспитания. Педагогика должна учить
тому, как воспитывать человека нового общества. Никакое пед. средство не
может быть объявлено постоянным, полезным и действующим всегда одинаково
эффективно. Никакая система воспитат. средств не может быть установлена
навсегда. М. разработал теорию воспитания в коллективе и через коллектив,
методику целесообразного в зависимости от конкретных условий организац.
строения коллектива воспитанников, взаимоотношения личности и коллектива,
самоуправления, дисциплинирования, формирования обществ, мнения как регулятора
отношений в коллективе, непрерывного выдвижения перспектив перед ним, укрепления
и развития традиций и др. В методике М. чётко определены решающая роль
руководителя воспитат. учреждения и его ответственность за единство пед.
действий воспитателей. Требуя концентрации сил педагогов на задачах формирования
"воспитательного коллектива", М. подчёркивал необходимость одновременного
внимания к формированию каждой личности в отдельности, воспитат. воздействия
на неё через коллектив ("педагогика параллельного действия") и непосредственно
педагогом. Сущность своего пед. опыта М. определял принципом "как можно
больше требования к человеку и как можно больше уважения к нему". М. старался
"проектировать лучшее в человеке", стремился видеть в личности воспитанника
прежде всего положит, качества, задатки и силы. Подлинный гуманист, М.
требовал от воспитателя высокого идейно- морального и проф. уровня, считал
необходимым систематич. нравственное и политич. просвещение воспитанников,
выступал за претворение в жизнь марксистско-ленинской идеи соединения обучения
и воспитания с производит, трудом уч-ся. М. многое сделал для развития
сов. теории семейного воспитания, был зачинателем массовой пропаганды педагогически
обоснованных принципов воспитания в семье. М. утверждал, что воспитать
ребёнка правильно и нормально гораздо легче, чем перевоспитать его. Высокие
требования к себе, контроль родителей за каждым своим шагом - вот первый
и главный метод воспитания. Нужен серьёзный, простой, искренний тон в отношениях
с детьми.
Пед. опыт М., его пед. взгляды воплощены
в художеств, творчестве. В своих художеств, произведениях ("Педагогическая
поэма", "Марш 30-го года", "Флаги на башнях"), художественно-теоретич.
"Книге для родителей", в публицистич. статьях ("Воля, мужество и целеустремлённость",
"О коммунистической этике", "Коммунистическое воспитание и поведение" и
др.) М. как педагог-новатор и художник проследил процесс воспитания нового
человека в трудовом коллективе, развития в сов. обществе новых норм поведения,
процесс накопления нового морального опыта и привычек. Лит. деятельность
М. - редкий пример слияния подлинно художеств, дарования с талантом педагога-учёного.
Как писатель и педагог М. сформировался под сильным воздействием М. Горького,
его творчества и личности. Система пед. взглядов М. способствовала развитию
пед. мысли в СССР и др. социалистич. странах. Награждён орденом Трудового
Красного Знамени. В УССР в 1958 учреждена медаль М., к-рой награждаются
особо отличившиеся учителя и др. работники нар. образования.
Соч.: Собр. соч., т. 1 - 7, 2 изд., М.,
1959-60; Собр. соч., т. 1-5, М., 1971.
Лит.: Горький М., По союзу Советов,
Собр. соч., т. 17, М., 1952; Воспоминания о Макаренко. Сб. материалов,
Л., 1960; Балабанов и ч Е. Н., А. С. Макаренко. Человек и писатель, М.,
1963; А. С. Макаренко. Сборник, М., 1963; Русские советские писатели-прозаики.
Биобиблиографич. указатель, т. 3, Л., 1964. И. А. Каиров.
А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я