МАКЕДОНИЯ

МАКЕДОНИЯ (Македошца), Социалистическая
Республика Македония (СРМ; Социjалистичка Република Македонща), республика
в составе Югославии (СФРЮ), в юго-вост. части страны, в басе. р. Вардар.
Пл. 25,7 тыс. кл2. Нас. 1,7 млн. чел. (1971). По переписи 1971
македонцев насчитывается 1142 тыс. чел., кроме того, в М. проживают албанцы,
турки, сербы, хорваты, черногорцы, болгары. Естеств. прирост населения
вдвое больше среднего прироста по СФРЮ. В городах живёт ок. 1/2 нас. (1971).
Крупные города - столица - Скопье (Скопле), Битола, Прилеп, Куманово, Тетово
и др. В адм. отношении терр. М. разделена на общины.


Природа. Большую часть терр. М. занимают
средневысотные горы (выc. до 2764 м в пределах хр. Кораби на границе
с Албанией) с плоскими пенеплени-зированными вершинами и крутыми глубоко
расчленёнными склонами. Сложены кристаллич. сланцами, доломитами, известняками;
местами развит карст. Горы разделены тектонич. понижениями, занятыми озёрами
(Охридским, Преспанским - самыми большими в Югославии) или долинами рек
(гл. обр. басе. р. Вардар). Часты землетрясения (в 1963 разрушен г. Скопье).
Имеются месторождения магнетита (близ Дамяна), жел. руды (вблизи Кичево),
свинцово-цинковых руд (Кратово-Злетовская горнорудная обл.).


Климат средиземноморский. Лето жаркое сухое,
зима мягкая дождливая. Долины возделаны, на склонах до выc. 2000 м -
смешанные
леса и кустарники, выше - остепнённые горные луга.


Исторический очерк. СРМ создана на терр.
Вардарской Македонии (см. Македония, ист. область), которая в 1918
в составе Сербии стала частью Королевства сербов, хорватов и словенцев
(с 1929 - Югославия). Вардарская М. являлась одним из самых отсталых р-нов
королевской Югославии. С. х-во, в к-ром было занято ок. 3/4 населения,
отличалось низким уровнем развития. Уд. вес пром. про-из-ва был незначителен,
рабочий класс крайне малочислен (в 1938 на 1 тыс. жит. приходилось 7 рабочих
в пром-сти). Основные отрасли пром-сти - пищевая, табачная, добыча цветных
металлов; преобладало мелкое, б. ч. кустарное произ-во. Накануне 2-й мировой
войны 1939-45 св. 1/2 предприятий М. имело не более чем по 25 рабочих,
лишь 1/5 - св. 50. Ок. 2/з жителей старше 10 лет были неграмотны.
Серб, буржуазия, занявшая господств, положение в королевской Югославии,
проводила в Вардарской М. политику нац. угнетения. Само назв. "Македония"
было вычеркнуто из офиц. лексикона, проводилась насильств. сербизация.
Социально-экономич. и политич. гнёт вызывал сопротивление. Сопротивление
великосерб. гнёту содействовало становлению макед. нац. общности. Создавались
макед. культурные об-ва и кружки, формировался макед. лит. язык. Закладывались
основы макед. нац. лит-ры, чему способствовала активная деятельность передовых
обществ, сил, коммунистов, прогрессивной интеллигенции. Шёл процесс формирования
макед. нации.


В апр. 1941 в результате фаш. агрессии
и оккупации Югославии странами гитлеровского блока большая часть Вардарской
М. была оккупирована монархо-фаш. Болгарией, остальные р-ны - фаш. Италией.
Летом - осенью 1941 югосл. народы под руководством компартии Югославии
поднялись на вооруж. борьбу против захватчиков (см.
Народно-освободительная
война народов Югославии 1941-45).
11 окт. 1941 началась вооруж. освободит,
борьба в Вардарской М. (дата отмечается ежегодно как День восстания народа
М.), явившаяся составной частью общеюгосл. нар.-освободит, движения. В
1943 в Вардарской М. создаются освобождённые партиз. территории, где действовали
нар.-освободит, к-ты - органы революц. власти. В нояб. 1943 на 2-й сессии
Антифаш. веча нар. освобождения Югославии принято решение, что новая Югославия
будет строиться как демократич. федерация равноправных народов, в т. ч.
македонцев. 2 авг. 1944 Антифаш. собрание нар. освобождения М. на своей
1-й сессии конституировалось как высший орган власти М., входящей в демократич.
федеративную Югославию. После вступления Сов. Армии на Балканы терр. М.
была окончательно освобождена в нояб. 1944 от фаш. оккупантов действовавшими
здесь частями Нар.-освободит, армии Югославии при участии войск пр-ва Отечественного
фронта Болгарии. В апр. 1945 образовано первое нар. пр-во М. В нояб. 1945
провозглашена Федеративная Нар. Республика Югославия (ФНРЮ); одной из шести
нар. республик, входивших в состав ФНРЮ, была и Нар. Республика М. (НРМ).
Положение и суверенные права НРМ как равноправного члена Федерации закреплены
конституцией ФНРЮ (янв. 1946) и конституцией НРМ (дек. 1946). В соответствии
с конституциями Югославии и М., принятыми в апр. 1963, М. - Социалистич.
Республика в составе Социалистич. Федеративной Республики Югославии (СФРЮ).


Под руководством компартии в М., как и
во всей Югославии, были проведены глубокие революц. преобразования. В результате
агр. реформы (1945) ликвидировано крупное частное землевладение, наделено
землёй св. 18 тыс. семей безземельных и малоземельных крестьян, значит,
массивы земли стали общественной собственностью. Была экспроприирована
буржуазия, проведена национализация пром-сти, торговли, банков, транспорта;
обществ, сектор стал господствующим в этих отраслях. Югославия встала на
путь социалистич. строительства, важнейшей задачей к-рого в М. стали индустриализация,
преодоление экономич. и культурной отсталости республики. В ходе индустриализации
построены десятки новых, оснащённых совр. техникой пром. предприятий, появились
новые отрасли пром-сти (чёрная и цветная металлургия, машиностроение, химическая),
расширилась горнодоб. пром-сть. Фактически заново создана текст, пром-сть.
Пром. произ-во выросло в 1971 по сравнению с 1939 примерно в 35 раз. В
республике сложились кадры рабочего класса, за годы социалистич. строительства
число пром. рабочих увеличилось более чем в 10 раз. В с. х-ве СРМ, также
как ив с. х-ве всей СФРЮ, социалистич. отношения ещё не стали (в отличие
от пром-сти) господствующими. После победы революции наступил новый этап
формирования и развития макед. нации в условиях социалистич. строительства,
в процессе к-рого осуществлялась ликвидация неграмотности, шло создание
системы образования на родном языке, приобщение трудящихся к достижениям
науки и культуры, создание новой, нар. интеллигенции, формирование макед.
нац. социалистич. культуры (см. ниже разделы Культурное строительство и
здравоохранение, Литература, Архитектура и изобразительное искусство, Музыка,
Театр). Сложился макед. лит. язык, ставший одним из основных языков СФРЮ
(в 1945 утверждены азбука и правописание). В СРМ созданы кадры инженерно-технич.
интеллигенции, учителей, врачей, агрономов и др. специалистов. Наряду с
развитием макед. нац. культуры развивается и культура др. национальностей
СРМ (албанцев, турок и др.). Права национальностей зафиксированы в конституции
СРМ. Важнейшие факторы социалистич. развития - обществ.-политич. активность
трудящихся СРМ, деятельность Союза коммунистов Югославии и Союза коммунистов
М. как его составной части. Л. Я. Гибианский. Хозяйство. В условиях
социалистич. строительства, при содействии всей Федерации, М. превратилась
из отсталой агр. области в республику со значит, удельным весом пром-сти.
В 1971 на долю пром-сти приходилась почти 1/3 её нац. дохода, а на долю
с. х-ва ок. 1/4. В то же время из общего количества экономически активного
населения в с. х-ве занято ок. 45%, в пром-сти только 15%. Экономика СРМ
развивалась более высокими темпами, чем экономика др. республик Югославии,
однако М. всё ещё остаётся одним из наименее развитых р-нов СФРЮ. В 1971
в СРМ был самый низкий среди республик СФРЮ показатель доли пром. продукции
на одного занятого в пром-сти. Преобладающее место в пром-сти занимают
лёгкая, преим. текст. (1/5 нац. дохода , созданного в пром-сти СРМ), пищ.
и табачная пром-сть. Продукция этих отраслей имеет общеюгосл. значение,
СРМ даёт 1/5 продукции хл.-бум. пряжи СФРЮ, 1/2 табака и 1/4 сигарет, 1/6
овощных консервов. Осн. центры текст, произ-ва - Тетово (комбинат шерстяных
изделий "Тетекс"), Штип (хл.-бум. комбинат ч Македонка"), Титов-Белее (шёлкоткацкий
комбинат им. Нончи Камишовой). Гл. центр табачной пром-сти - Прилеп. Пищ.
пром-сть распространена повсеместно, но её гл. центры - Скопье, Битола,
Прилеп, Куманово. Развивается кож.-обув, произ-во (в Скопье, Куманово),
деревообр. промышленность на базе местных лесов (лесопром. комбинат "Црн
бор" в Прилепе, целл.-бум. ф-ка в Кочанах и др.). Важное место в экономике
СРМ занимает горнодоб. пром-сть. Месторождение чЗлетово - Саса" даёт примерно
1/5 общеюгосл. добычи свинцово-цинковой руды. Общеюгосл. значение имеет
добыча хромовой руды в р-нах городов Скопье, Тетово, Куманово. Добываются
также руды др. цветных металлов, жел. руда, марганец. На этой основе развивается
металлургия, особенно цветная, и химическая промышленность. Среди предприятий
этих отраслей одни из самых больших в СФРЮ - металлургич. комбинат в Скопье
(мощностью в 1 млн. т чугуна в год), хим. з-д им. Наума Наумовского-Борче
в Скопье, з-д сварных труб и стальных профилей близ Куманово, а также свинцово-цинковый
з-д в г. Титов-Белес, электрохим. предприятие в Егуновцах, з-д алюминиевых
полуфабрикатов и конструкций в Скопье и др. СРМ даёт значит, часть общеюгосл.
произ-ва нек-рых полимеров (в т. ч. весь додецилбензол, всё полиакрилонитрильное
волокно, св. 1/2 поливинилацетата). Производятся некоторые виды станков,
пром. оборудования и инструментов, электроприборов, с.-х. машин, автодетали.
Наиболее крупные предприятия - металлообр. з-д им. Тито и з-д автокузовов
им. 11 октября в Скопье, з-д холодильников в Битоле. Значительно произ-во
стройматериалов (цемент, мрамор, строит, и хоз. керамика), огнеупоров,
стекла и фарфора.


Электроэнергия производится на ГЭС (1,2
млрд. квт*Ч в 1971). Созданы гидроэнергетические системы ("Маврово",
на р. Горни-Дрим и др.).


В с. х-ве происходит процесс механизации
(3,6 тыс. тракторов в 1971) и освоения новых земель за счёт мелиорации.
С 1960 по 1971 с.-х. произ-во в обществ, секторе выросло почти в 3 раза,
в индивидуальном секторе за это же время лишь на 1/3. Обществ, сектор включает
с.-х. имения, агрокомбинаты и агропром. комплексы, различного рода кооперативы.
Ему принадлежит ок. 1/4 обрабатываемой площади СРМ, б. ч. сельскохозяйственных
машин, на него приходится св. 35% обществ, продукта с. х-ва и св. 44%товарных
с.-х. закупок. У индивидуальных крест, х-в 3/4 обрабатываемой площади и
6. ч. скота. В с. х-ве установлен максимум владения землёй в 10 га, ограничен
наём рабочей силы. Возделываются зерновые (пшеница, кукуруза, рис), технич.
культуры (табак, хлопчатник). Развито овощеводство, садоводство, виноградарство.
На СРМ приходится весь рис и хлопок, производимые в СФРЮ, св. 1/2 табака,
перца, столового винограда, св. 1/з помидоров и св. 1/5 яблок. В
СРМ сосредоточено ок. 1/4 общеюгосл. поголовья овец (СРМ даёт св. 1/3 общеюгосл.
произ-ва шерсти, по произ-ву мяса занимает 2-е место после Сербии среди
республик СФРЮ), широко развито птицеводство. Лесное хозяйство в горных
р-нах. Рыболовство в крупных озёрах - Охридском, Преспанском, Дойранском.
Важной отраслью экономики СРМ является туризм. Л. А. Авдеииев,
Л. Я. Гибианский.



Культурное строительство и здравоохранение.
В 1939 ок. 2/з жителей М. старше 10 лет были неграмотными. В
1971 число неграмотных сократилось до 18%, причём основную часть неграмотных
составляли лица старше 35 лет. Осн. видом школы является восьмилетка. В
1970/71 уч. г. в 8-летних школах обучалось св. 260 тыс. уч-ся. Полное ср.
образование дают гимназии (в 1970/71 уч. г. св. 20 тыс. уч-ся). Работают
школы для подготовки квалифицированных рабочих, с.-х., технич. и др. спец.
школы, школы по образованию взрослых (в 1970/71 уч. г. в них занималось
св. 42 тыс. чел.). Значит, развития достигло высшее образование. В 1939
в Скопье имелось только отделение филос. ф-та Белградского ун-та (ок. 120
студентов). В 1971/72 уч. г. на 9 ф-тах основанного в 1949 ун-та в Скопье,
а также в 11 др. высших уч. заведениях СРМ обучалось св. 32 тыс. студентов.


Имеется ряд науч. учреждений и об-в: ин-ты
- нац. истории, фольклора, экономич., гидробиологич., геологич., об-ва
- физиков и математиков, географов и др. В 1967 создана Макед. академия
наук и иск-в.


В 1971 в СРМ издавалось 80 газет (общим
тиражом 21 736 тыс. экз.) и 53 журнала (общим тиражом 705 тыс. экз.); было
издано также 668 названий книг и брошюр общим тиражом 3 634 тыс. экз. Центр,
печатный орган СРМ - ежедневная газ. "Нова Македонща", осн. в окт. 1944,
издаётся в г. Скопье (орган Социалистич. союза трудового народа Македонии).


Радиовещание на макед. яз. осуществляется
радиостанцией в Скопье с дек. 1944. Регулярные передачи телевидения начались
в СРМ с 1964.


В 1971 в СРМ было 16 клиник и больниц общего
типа, 28 др. мед. стационаров на 9 тыс. коек (ок. 500 врачей), св. 1000
поликлиник, амбулаторий, диспансеров, консультаций, медпунктов (св. 600
врачей, более 400 стоматологов и зубных врачей). На терр. СРМ имеется ряд
курортов, туристские центры. Л. Я. Гибианский.


Литература. Для формирования макед. нац.
лит-ры важное значение имела деятельность выдающегося писателя-коммуниста
Кочо Рацина (1908-43)-автора первой книги стихов на макед. языке ("Белые
рассветы", 1939); существенную роль в 1930-е гг. сыграли также К. Неделковски
и другие литераторы, творчество которых было тесно связано с революционными
и нар.-патриотич. традициями. Утверждению реалистич. тенденций в драматургии
способствовало творчество В. Ильоского, А. Панова, Р. Крле и др. Совр.
макед. лит-pa развивается, осваивая при этом идейно-художеств. богатство
мировой прогрессивной лит-ры, в т. ч. советской.


В послевоен. 20-летие сложились нормы совр.
макед. лит. языка. Началось издание макед. лит. журналов ("Нов ден", "Современост",
"Млада литература" и др.). Возникли творческие орг-ции - Союз макед. писателей
(1946), Об-во макед. языка и лит-ры (1954). В первые послевоен. годы ведущими
были жанры поэзии (произведения С. Яневского, Б. Конеского, А. Шопова,
Л. Каровско-го, Г. Тодоровского и др.), для к-рой характерен пафос высокой
гражданственности, отражавший радость победы над фашизмом и начавшегося
созидат. труда. Интересными поисками в содержании и художеств, форме были
отмечены лит. дебюты А. Поповского, Р. Павловского и др. поэтов. С нач.
1950-х гг. сказывается влияние модернистских тенденций, нашедших отражение
в поэзии 3. Йовановича, В. Урошевича, Б. Гюзела и др. Революц.-романтич.
и реалистич. изображение минувшей войны и послевоен. действительности свойственно
жанру рассказа (И. Бошковски, Г. Абаджиев, Ж. Чинго и др.). В 50- 60-е
гг. утверждаются новые для макед. лит-ры жанры - повесть и роман. Разнообразные
по проблематике, они отразили нар.-освободит, борьбу с фашизмом, перемены
после установления нар. власти: произведения основоположника макед. романа
С. Яневского, романы И. Леова, С. Попова, С. Дракула и др. Творчество ряда
прозаиков отмечено эволюцией от реализма к экзистенциалистско-сюрреалистич.
поэтике, к усложнённой манере повествования. Драматургия развивается преим.
в реалистич. традициях (В. Ильоски, К. Чашуле, Т. Арсовски и др.). В целом
для макед. лит-ры этого периода характерна борьба разнородных идейно-эстетич.
и художеств, тенденций. Макед. лит. критику и литературоведение представляют
Д. Митрев, М. Гюрчинов, Б. Конески, X. Поленакович, М. Хадживасилев и др.


Развивается также лит-pa турецкого и др.
меньшинств, живущих на терр. СРМ. А. Т. Сергеев.


Архитектура и изобразительное искусство.
В кон. 19 - 1-й трети 20 вв. застройка городов на терр. СРМ была 6. ч.
стихийной и лишённой определённого плана. В годы народной власти по ген.
планам широко ведутся реконструкция и строительство городов, возводятся
пром. сооружения, меняется облик села. В Скопье после землетрясения 1963
по проекту японского арх. К. Тангэ восстанавливается центр города (где
выстроены: Дом профсоюзов, арх. С. Брезовски; Ист. архив, арх. Г. Константиновски;
Макед. нар. театр, арх. М. Крстоношич), индустр. методами застраиваются
жилые р-ны. Среди наиболее значит, сооружений 60-х гг.-комплекс в память
павших в борьбе с фашизмом в Прилепе (арх. Б. Богданович) и здание аэропорта
в Петровце (арх. Д. Димитров и Т.Димитров).
"Св. Климент Охридский". Дерево.
13-14 вв.

Художественная галерея.
Скопье.


Предпосылки для раз вития современного
изобразительного иск-ва в СРМ во многом были созданы в 20-30-е гг. группой
живописцев (Л. Личеноски, Н. Мартиноски и др.), писавших в своеобразной
декоративной манере пейзажи и сцены нар. жизни, портреты и натюрморты,
а также первыми проф. скульпторами (Д. Тодоровски, П.Хаджи-Бошков и др.).
В изобразит, иск-ве СРМ преобладает реалистич. направление (живописцы Д.
Протуджер, Л. Мазев и др.; скульпторы В. Митричевски и др.). Его традиции
сочетаются в творчестве поколения 60-х гг. с поисками новой выразительности
(живописцы Г. Чемерски, С. Шемов, график Д. Перчинков, скульптор С. Маневски).


На терр. СРМ сохранились руины городов,
существовавших до 4-6 вв.,- Стоби, Скупи, Гераклеи. Характер ср.-вековой
архитектуры определялся влиянием архитектуры Византии. Светское
зодчество до тур. завоевания представлено остатками циклопич. стен Скопье
(535), замка царя Самуила (нач. 11 в.), крепости в Струмице (11 в.). Ранний
тип церк. архитектуры - 3-нефная базилика с куполом и хорами (базилика
св. Софии в Охриде, ок. 1037- 1050). В 12-14 вв. утвердился тип кре-стово-купольного
храма с одной главой (церковь св. Михаила и Гавриила в Лесново, 1341) или
пятью (церковь св. Пантелеймона в Нерези, 1164). С кон. 13 в. фасады построек
часто украшались богатой узорной кладкой из камня и кирпича. В эпоху тур.
владычества в городах (Скопье, Битоле, Штипе и др.) строились купольные
мечети, минареты, постоялые дворы, бани, башнеобразные жилища. К 18-19
вв. относятся живописные ансамбли монастырей (напр., Иоанна Бигорского,
1743) и различные образцы нар. зодчества (жилые дома с симметричным расположением
комнат вокруг сеней и изолированным от улицы двором).


Ср.-век. изобразит, иск-во на терр. СРМ
представлено мн. циклами фресок, занимающими важное место в истории вост.-европ.
живописи 11-14 вв. и обнаруживающими черты местного своеобразия. Значит,
памятниками иск-ва ср.-визант. периода являются фресковые циклы в храме
св. Софии в Охриде (сер. 11 в.) и церкви св. Пантелеймона в Нерези (1164).
На протяжении полутора веков торжественная отвлечённость образов сменяется
их большей эмоциональностью, смягчается линейная манера. С последним расцветом
визант. иск-ва связаны фрески мастеров Михаила и Евтихия в церквах св.
Климента в Охриде (после 1295) и св. Георгия в Старо-Нагоричино (1317-18),
отличающиеся многообразием сюжетов и обилием реальных (подчас жанровых)
деталей. Грубоватая выразительность образов и большая самостоятельность
манеры характерны для фресковых циклов в церквах св. Михаила и Гавриила
в Лесново (ок. 1349) и Богоматери в Матейче (ок. 1355). В эпоху тур. владычества
развитие иск-ва на терр. СРМ замедлилось. Со 2-й пол. 18 в. живопись испытывает
влияние художеств, центров Запада и России (семья Фрчкоских, кон. 18-20
вв.; Дж. Зографски и Д. Андонов, кон. 19 - 1-я пол. 20 вв.).
Вышивка шерстью и аппликация на фетровой
женской куртке. Район Скопье. 19 в. Этнографический музей. Загреб.

Петре Ф илиповски и М а к а р и е
Фрчкоски.

Деревянный иконостас в монастыре
Иоанна Бигорского. 1824-32. Фрагмент (автопортреты резчиков).




Ярко фольклорный характер имеет резьба
по дереву, относящаяся к 12- 14 вв.; в 17-19 вв. в растит, орнамент вплетаются
реалистич. фигуры животных и людей. Резьбой на иконостасах известна школа
г. Дебар (сочетание греч. и венецианских влияний, элементов барокко и рококо).


Резьба по дереву и др. исторически сложившиеся
отрасли декоративно-прикладного иск-ва (чеканка по серебру, вышивка, ковроделие)
развиваются в СРМ как нар. промыслы. Н. А. Киселёв, В. Н. Белоусов
(архитектура
кон. 19-20 вв.).


Музыка. В кон. 19-нач. 20 вв. на терр.
СРМ появляются предпосылки развития светской муз. культуры. Возникают культ.-просвет.
об-ва, сыгравшие заметную роль в становлении нац. муз. иск-ва (первое об-во
осн. в 1894 в Велесе). В 1895 в Скопье создан духовой оркестр, в 1907 -
певческое об-во "Вардар". В 1900-х гг. началась деятельность первого проф.
музыканта А. Бадева - ученика Н. А. Римского-Корсакова и М. А. Балакирева.
В 1928 муз. педагог С. Арсич организовала первую в М. муз. школу в Скопье,
в 1934 там же была основана муз. школа им. Мокраняца, в 1937 - струнный
квартет. К 1930-м гг. относится творчество проф. композиторов - С. Гайдова,
Ж. Фирфова и др. В кон. 30-х гг. активную концертную деятельность и пропаганду
макед. музыки вела группа исполнителей и композиторов: П. Богданов-Кочко,
И. Джувалековски, Т. Скаловски, И. Кастро. Впервые изданы произведения
композиторов М. В годы Народно-освободит. войны 1941- 1945 созданы массовые
патриотич. песни, вокальные произведения.


В СРМ среди композиторов 60 - нач. 70-х
гг.- Т. Прокопьев, Б. Ивановски, В. Николовски, Т. Прошев и др., работающие
в жанрах оперной, балетной, симфонич., камерной, вокальной, инструментальной,
хоровой музыки. В Скопье имеются: Филармония (осн. в 1944), Гос. опера
при Макед. нар. театре (осн. в 1947), средняя муз. школа и кафедра музыки
(открыта в 1953) при Пед. ин-те. На радио работают хор (осн. в 1945) и
струнный квартет (осн. в 1946). Создан Союз композиторов.
И. Я. Ямпольский.


Театр. В 1901 В. Чернодринским была осн.
театральная труппа "Забота и утешение", её репертуар носил агитационно-патриотич.
характер. В 1903 она с успехом выступала в Белграде и др. городах Сербии.
В 1913 в Скопье открыт первый постоянный серб. Нар. театр, директором к-рого
до 1915 был Б. Нушич (в 1914 здание театра сгорело, но труппа продолжала
работать). В сезон 1927-28 на сцене Нар. театра во вновь построенном здании
состоялся первый проф. спектакль на макед. языке - пьеса В. Ильоского "Беглянка"
("Ленка из Куманова"). Попытки создания постоянных проф. театров были сделаны
в городах Битола и Штип. В 20-30-е гг. возникло много любительских рабочих
и студенческих театральных коллективов с прогрессивным репертуаром. В годы
Народно-освободит. войны 1941-45 при партиз. отрядах действовали театральные
бригады и агитколлективы.


После освобождения Югославии от фаш. оккупантов
(1945) Нар. театр в Скопье был переименован в Макед. нар. театр. В театре
- драматич., балетная и оперная труппы. Первый спектакль драматич. труппы
- "Платон Кречет" А. Е. Корнейчука. В репертуаре - пьесы югосл. драматургов
(Б. Нушич, М. Крлежа, В. Ильоски, Р. Крле), произв. совр. макед. авторов
(К. Чашуле и Т. Арсовски), зарубежная классика (У. Шекспир, Ф. Шиллер,
П. Корнель, А. П. Чехов, М. Горький), современная зарубежная драматургия
(Б. Брехт, Ф. Гарсиа Лорка). В составе труппы Т. Николовски, П. Прличко,
К. Стоянов, И. Джувалековски, М. Бошкова, Д. Пуцкова, И. Милчин. Художеств,
руководство (Д. Костаров, М. Милчин, Б. Ставрев) в творч. поисках опирается
на систему К. С. Станиславского. Один из ведущих макед. театроведов И.
Бошковски. В работе театра активно участвуют деятели из др. республик Югославии.
Н.
М. Вагапова.



Лит.: История Югославии, т. 2, М.,
1963; Hcxopja на македонскиот народ, кн. 3, Скощ'е, 1969; The historical
and cultural heritage of the peoples Republic of Macedonia, Skopje, 1961;
Индустрщата во HP Maкедонщjа, Ciconje, 1961; The Macedonian economy - Македонское
хозяйство, CKOpje, 1970; Соколов Л., Економска регионизациjа на СР Македонща,
Скоще, 1971; Статистички годишник на СР Македонща, 1972, Скоще, 1972 (ежегодник);
Беляева Ю., Современная македонская проза, в кн.: Развитие зарубежных славянских
литератур на современном этапе, М., 1966; Македонска книжевност, Београд,
1961; ПоленаковиЬ X., Страници од македонската книжевност, Скоще, 1969;
Г у р-чинов М., Македонски писатели, Скоще, 1969; Спасов А., За македонската
литература, 2 изд., Скоще, 1969; М и т р е в Д., Огледи и критики, т. 1-2,
[Скоще], 1970; Кондаков Н. П., Македония. Археологическое путешествие,
СПБ, 1909; Памятники культуры. Сербия и Македония, [Белград, 1958]; Алёшина
Л. С., Я в о р с к а я Н. В., Искусство Югославии. Очерки, М., 1966; Pet
ko vie V., La peinture serbe du Moyen age, v. 1 - 2, Beograd, 1932- 1934;
FrolovA., Millet G., La peinture du Moyen age en Jougoslavie (Serbe, Macedone
et Montenegro), rase. 1-3, P., 1957 - 64; Бихал>и-Мерин О., Фреске и иконе.
Среднъевековна уметност у Србщ'и и Македонией, Београд, 1960; XII Congres
international des etudes byzantines, v. 2, Ochride, 1961; Н о d d i n о
t t R. F., Early Byzantine churches in Macedonia and Southern Serbia, L.
- N. Y., 1963; Paдojчиh С., Старо српско сликарство, Београд, 1966; Урошевик
В., Вреници, Скоще, 1971; Зборник прилога историjи и jигославенских позоришта,
Нови Сад, 1961, с. 272-76; Дваесет години на Македонскиот народен театар,
Скоще, 1965.




А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я