МАКИАВЕЛЛИ

МАКИАВЕЛЛИ Макьявелли (Machiavelli)
Никколо (3.5.1469, Флоренция,-22.6.1527, там же), итальянский политический
мыслитель, писатель, историк, военный теоретик. Из обедневшей знатной семьи.
С 1498 был секретарём Совета десяти Флорентийской республики, выполнял
важные дипломатич. поручения. В 1512, после восстановления тирании Медичи,
был
отстранён от службы и сослан в своё поместье под Флоренцией. Наиболее значит,
соч.: "Рассуждения по поводу первой декады Тита Ливия" (1531, рус. пер.
1869), "Государь" (1532, рус. пер. 1869; "Князь" в Соч., т. 1, 1934), "История
Флоренции" (1532, рус. пер. 1973). М., страстный патриот, считавший, что
бедствия Италии объясняются гл. обр. политич. раздробленностью, создал
теорию гос-ва, способного, как он полагал, преодолеть эту раздробленность.
Важным вкладом М. в историю политич. идей Возрождения был его подход к
проблеме гос-ва со светских (а не с теологических) позиций: он пытался
раскрыть законы обществ. . развития, основываясь на данных истории, на
раскрытии человеческой психики, на учёте реальных фактов, реальной обстановки.
К. Маркс относил М. к числу тех политич. мыслителей, к-рые "...стали рассматривать
государство человеческими глазами и выводить его естественные законы из
разума и опыта, а не из теологии" (М арке К. иЭнгельс Ф., Соч., 2 изд.,
т. 1, с. 111). M. разделял веру большинства гуманистов в могучие творческие
возможности человека. Согласно концепции М., сильная личность способна
противостоять "фортуне", случайным стечениям обстоятельств (роль к-рых
в истории велика), противопоставив им свою энергию и проницательность (в
идее борьбы личной "доблести" - virtu и "фортуны" особенно ярко проявились
черты, характерные для взглядов эпохи Возрождения); всестороннее рассмотрение
обстоятельств и умение изменять политику в соответствии с ситуацией способны
обеспечить успех правителям. Лучшей формой гос-ва М. считал республику,
однако был убеждён, что итал. действительность (непрерывная вражда между
собой итал. гос-в, подвергающихся нападениям иноземцев) требует установления
единовластия; только при сильном государе возможно создать независимое
итал. гос-во, свободное от чужеземного ига. Он полагал, что для упрочения
гос-ва допустимы любые средства - насилие, убийство, обман, предательство
(впоследствии появился термин "макиавеллизм", обозначающий политику, пренебрегающую
законами морали). М. резко осуждал политику феод, знати и особенно папства,
приводившую к постоянным разборам, препятствовавшую складыванию единого
итал. гос-ва; вместе с тем он опасался и "черни" (plebs), легко вовлекаемой
в авантюры. Его симпатии - на стороне средних и высших слоев торг.-ремесл.
населения итал. городов ("народа" - popolo). Как историк М. сделал важный
шаг в развитии историографии. Он искал историч. закономерности, глубокую
при-


чинную связь событий. М., убеждённый в
неизменности человеческой природы, рассматривал историю как столкновение
"вечных" страстей и интересов, индивидов и сословий. Важнейшей движущей
силой истории М. считал политич. борьбу, к-рая в его изложении часто выступала
как борьба социальная, классовая.
Н. Макиавелли. Портрет работы худ.
Санти ди Тито. 2-я пол. 16 в. Палаццо Веккьо. Флоренция.



М.- автор карнавальных песен, сонетов,
новелл и др. лит. произведений. Наиболее выдающееся из них - комедия "Мандрагора"
(рус. пер. 1924), резко бичующая нравы тогдашней Флоренции. Особым нападкам
подвергнута церковь с её лицемерием и растлением нравов. Отличит, черта
комедии- целеустремлённость, воля, активность её персонажей. М. обогатил
итал. лит-ру ясной, лаконичной, лишённой риторич. украшений прозой.


М. был "...первым достойным упоминания
военным писателем нового времени" (Энгельс Ф., там же, т. 20, с. 346).
В трактате "О военном искусстве" (1521, рус. пер. 1936) резко критиковал
систему наёмных войск, состоящих, по его мнению, из подонков общества и
занимающихся грабежом, и рекомендовал заменить наёмников постоянной армией
милиционного типа, построенной на основе всеобщей воинской повинности и
полностью подчинённой государю. "Жизненной основой всякого войска" М. считал
пехоту; кавалерия, полагал М., должна быть немногочисленной, хорошо обученной
и экипированной. М. отводил гл. роль в бою холодному оружию и недооценивал
огнестрельное оружие, поскольку оно в то время было несовершенным. М. требовал
от армии высокой тактич. выучки, слаженности, дисциплины, способности к
быстрому манёвру, придавал большое значение резервам. Стратегич. взгляды
М. были непоследовательны (он выдвигал в качестве гл. средства достижения
победы то решит, сражение, то измор противника). Многие положения М. заимствовал
у Вегеция, нередко механически перенося опыт армии Др. Рима в совершенно
иную эпоху. В 1506- 1510 создал во Флоренции пешее и конное ополчение (до
20 тыс. чел.), имевшее единое обмундирование и проходившее систематич.
боевую подготовку (однако в 1512 оно было разбито профессиональной исп.
армией).


Католическая церковь в 1559 внесла сочинения
М. в Индекс запрещённых книг.


С о ч.: Opere, Mil.- Naples, 1954; в рус.
пер,- Соч., т. 1, М.- Л., 1934.


Лит.: Вил лари П., Н. Макиавелли
и его время, пер. с итал., т. 1, М., 1914; Грамши А., Избр. произв., пер.
с итал., т. 3, М., 1959, с. 111-29, 159-61; Вайнштейн О. Л., Западно-европейская
средневековая историография, М.- Л., 1964, с. 276-86;_Де С а н к т и с
Ф., История итальянской литературы, пер. с итал., т. 2, М., 1964, с. 70-146;
Строков А. А., История военного искусства, т. 1, М., 1955, с. 337-340;
Рутенбург В. И., Жизнь и творчество Н. Макьявелли, в кн.: Макьявелли Н.,
История Флоренции [пер. с итал.], Л., 1973; Р u I v e r J., Machiavelli...,
L., 1937; R i d о 1 f i R., Vita di N. Machiavelli, 2 ed., Roma, 1954;
Malarczyk J., U zrode} wtoskiego realizmu politycznego. Machiavelli i Guicciardini,
Lublin, 1963; С h a b о d F., Scritti su Machiavelli, Torino, 1964; Sasso
G., Studi su Machiavelli, [Napoli, 19671; Whitfield J., Discourses on Machiavelli,
Camb., 1969; Ваlaci A., Niccolo Machiavelli, [Bucuresti, 1969].




А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я