МАКСИМ ИСПОВЕДНИК
(греч. Маximos
Homologetes, лат. Maximus Confessor) (ок. 580, Константинополь, - 13.8.662,
Лазика), византийский мыслитель и богослов. В молодости гос. деятель, с
613-14 монах. С 642 выступает как ведущий оппонент монофелитов, к-рым
покровительствовало пр-во; в 645 победил на диспуте с монофелитамн в Карфагене,
в 653 арестован, в 662 подвергнут отсечению языка и правой руки; умер в
ссылке. Филос. взгляды М. И. окрашены сильным влиянием Аристотеля, неоплатонизма
и
особенно Ареопагитик, в распространении к-рых М. И. сыграл решающую
роль. В центре филос.-теологич. концепции М. И.- проблема человека. История
мира делится М. И. на период подготовки вочеловечения бога, истекший с
рождением Христа, н период подготовки обожествления человека. Если человек
преодолеет обусловленное грехопадением самоотчуждение, расколо-тость на
мужское и женское, духовное и животное, космос будет спасён и творение
воссоединится с творцом. Осн. события жизни Христа суть поэтому одновременно
символы космнч. процессов. Этика М. И. основана на своеобразном учении
о претворении энергии злых эмоций в благие и содержит тонкие психологич.
наблюдения. Идеи М. И. оказали сильное влияние на Иоанна Скота Эриугену,
а
также ср.-век. мистику.
Соч. в кн.: М i g n е J. P., Patrologiae
cursus completus, ser. graeca, t. 90 - 91, Pari-sius, 1860.
Лит.: Епифанов и ч С. Л., Преподобный
Максим Исповедник и византийское богословие. К., 1915; его же, Материалы
к изучению жизни и творений преподобного Максима Исповедника, К., 1917;
В а 1 t h a s а г Н. U. von, Kosmische Liturgie. Das Weltbild Maximus'
des Bekenners, 2 Aufl., Einsiedeln, 1961; Thunberg L., Microcosm and Mediator.
The theological anthropology of Maximus the Confessor, Cph., 1965. С. С.
Авериниев.
А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я