МАЛЕР
(Mahler) Густав (7. 7. 1860,
Калишт, Чехия, - 18. 5. 1911, Вена), австрийский комггозитор и дирижёр.
Детство провёл в Йиглаве, в 1875-78 учился в Венской консерватории. С 1880
работал дирижёром в небольших театрах Австро-Венгрии, в 1885-86 в Немецком
театре в Праге, в 1886-88 в Лейпциге, в 1888-91 директор и дирижёр Королевской
оперы в Будапеште, в 1891-97 первый дирижёр Гамбургской оперы. В 1897-1907
директор, дирижёр и режиссёр Венской придворной оперы, которая под его
руководством достигла расцвета. Деятельность М.-дирижёра составила эпоху
в истории муз. т-ра. Он был выдающимся интерпретатором опер Р. Вагнера,
В. А.Моцарта, Л.Бетховена ("Фиделио"), первым поставил в Вене оперы П.
И. Чайковского, Б. Сметаны. Выступал как симф. дирижёр, гастролировал в
Голландии, России (1897, 1902, 1907).
В 1907 под давлением аристократич. оппозиции
ушёл из театра; жил в Америке, возвращаясь в Вену только летом.В 1908-
1909 дирижёр Метрополитен-опера в Нью-Йорке, в 1909-11 руководил Нью-Йоркским
филармония, оркестром. М. - выдающийся симфонист, автор ряда монументальных
произведений. В них отчётливо выступает стремление М. создать симфоническую
концепцию, выражающую философские вопросы. Однако для творчества М. характерно
противоречие между программными замыслами, несущими во многом печать его
идеалистич. воззрений, и их муз. воплощением. Гуманистич. направленность,
стремление к широким идейным обобщениям сочетаются в произв. М. с опорой
на жанры нар. и бытовой музыки (песня, лендлер, марш). В ранние симфонии
(1888, 1894, 1896, 1901), тематически связанные с его вокальными циклами
"Песни странствующего подмастерья" (1884) и "Волшебный рог мальчика" (1895),
введён (кроме 1-й) человеческий голос (во 2-й и 3-й - хор). Симфонии среднего
периода (5-7-я) чисто инструментальные, интонационно связаны с песнями
на слова Ф. Рюккерта ("Песни об умерших детях", 1904, и др.). В этих симфониях
М. пытался выразить героическое мироощущение, отсюда - возрастание драматич.
экспрессии (особенно в 6-й "Трагической симфонии", 1904). В 8-й симфонии
(1906) композитор вновь обратился к философско-этич. проблематике и к использованию
поэтич. текстов (из католич. гимна "Veni creator spiritus" и 2-й ч. "Фауста"
Гёте). М. прибегнул в ней к грандиозному исполнительскому аппарату ("симфония
тысячи участников" - солисты, 3 хора, большой оркестр). В сочинениях позднего
периода (симфония-кантата "Песня о земле" на тексты китайских поэтов -
1908, 9-я симфония - 1909, незаконченная 10-я) М. приходит к кризису оптимистич.
мироощущения. В позднем творчестве М. зародились многие особенности муз.
языка (линеарная полифония, расширение границ тональности, тенденция к
камерной трактовке оркестра), воспринятые в дальнейшем композиторами разных
направлений. М. оказал заметное влияние на развитие драматич. симфонизма
большого плана (Д. Д. Шостакович, А. Онеггер и др.). Вместе с тем некоторые
стороны муз. яз. М. подготовили сти-листич. перелом, осуществлённый композиторами
экспрессионистской школы (А. Шёнберг, А. Берг, А. Веберн).
Лит.: Соллертинский И. И., Г. Малер,
Л., 1932; Густав Малер. Письма. Воспоминания, [пер. с нем.], 2 изд., М.,
1968; Bekker P., G. Mahlers Sinfonien, В., 1921; Adorno Th. W., G. Mahler,
[Fr./M.], 1960; В 1 a u k о p f K., G. Mahler oder Der Zeitgenosse der
Zukunft, W.- Munch.- Z., 1969. 11, А. Барсова.
А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я