МАЛЬТУЗИАНСТВО

МАЛЬТУЗИАНСТВО система бурж. воззрений
на народонаселение, согласно к-рой положение трудящихся определяется не
социальными условиями капита-листич. строя, а "вечными" законами природы,
заключающимися в том, что якобы рост средств существования отстаёт от роста
народонаселения. Получила название по имени англ. бурж. экономиста Т. Р.
Мальтуса.
Одно из основных направлений в бурж. демографии. Мальтус подчёркивал
определяющее значение биологич. факторов в воспроизводстве населения, считая,
что в силу биологич. особенностей людей население имеет тенденцию размножаться
в геометрич. прогрессии, в то время как средства существования могут увеличиваться
лишь в арифметич. прогрессии. Соответствие между численностью населения
и количеством средств существования, по Мальтусу, должно регулироваться
эпидемиями, голодом, войнами, непосильным трудом, истребляющим огромные
массы людей. Эти человеконенавистнические концепции М. тесно смыкаются
с расистскими измышлениями о мнимой угрозе человечеству, проистекающей
из высоких темпов роста населения народов стран Азии и Африки. Их активно
использовали агрессивные империалистич. круги при развязывании захватнических
войн. В наст, время М. служит целям усиления эксплуатации трудящихся и
борьбы с национально-освободит. движением. Классики марксизма-ленинизма
показали реакционную сущность М., называя его "...самым откровенным провозглашением
войны буржуазии против пролетариата..." (Энгельс Ф., см. Маркс К. и Энгельс
Ф., Соч., 2 изд., т. 2, с. 504). Они доказали, что в человеческом обществе
нет и не может быть "вечных естественных законов народонаселения" и нет
"закона убывающего плодородия почвы" (на который ссылался Мальтус) (см.
Убывающего
плодородия почвы закон).
Каждому обществ, строю присущ свой закон народонаселения.
В условиях капитализма существует относительное перенаселение, т. е. безработица,
как неизбежное следствие всеобщего закона капиталистического накопления.
Воспроизводство же населения и "условия размножения человека непосредственно
зависят от устройства различных социальных организмов..." (Ленин В. И.,
Поли. собр. соч., 5 изд., т. 1, с. 476).


Неомальтузианцы - А. Пикок, К. Боулдинг
и У. Фогт (США), Ф. Осборн (Великобритания), Г. Бутуль (Франция) и др.
пытаются применить положения Мальтуса к совр. условиям, утверждая, что
высокие темпы роста населения в развивающихся странах подтверждают правоту
учения Мальтуса. В действительности же совр. демография, ситуация в развивающихся
странах обусловлена уровнем их социально-экономич. развития, значит, снижением
смертности вследствие прогресса медицины, а отнюдь не безудержной способностью
людей к размножению. Объективная необходимость регулирования демографич.
процессов может быть реализована не в рамках неомальтузианских призывов
к ограничению деторождения, а комплексом широких и прогрессивных социально-экономич.
преобразований, способных изменить условия труда и жизни людей. Неомальтузианцы
смыкаются с неоколониализмом, ибо противопоставляют регулирование рождаемости
социально-экономич. реформам в развивающихся странах, пытаются убедить
общественность этих гос-в в том, что якобы сокращение темпов естественного
прироста населения является важнейшим условием преодоления их отсталости.
Тем самым неомальтузианцы, пытаясь поставить индустриализацию развивающихся
стран в зависимость от сокращения в них темпов роста населения, стремятся
теоретически обосновать и оправдать усилия правящих кругов империалистич.
гос-в, сохранить развивающиеся районы планеты в качестве аграрно-сырьевого
придатка капитали-стич. мира. Нек-рые совр. последователи Мальтуса - Г.
Тейлор (Великобритания), П. Эрлих (США) утверждают, что рост народонаселения
способствует истощению минерально-сырьевых и пищевых ресурсов мира, якобы
обусловливает пагубные последствия научно-технич. прогресса, способствуя
разрушению окружающей среды. В этих доводах игнорируются реальные возможности
совр. общества сознательно преобразовывать окружающую среду. В условиях
социализма, как писал К. Маркс, "...ассоциированные производители рационально
регулируют этот свой обмен веществ с природой, ставят его под свой общий
контроль, вместо того чтобы он господствовал над ними, как слепая сила;
совершают его с наименьшей затратой сил и при условиях, наиболее достойных
их человеческой природы и адекватных ей" (М арке К. и Энгельс Ф., Соч.,
2 изд., т. 25, ч. 2, с. 387).


Положения М. и неомальтузианства являются
ярким подтверждением реакционности бурж. идеологии, поэтому классики марксизма-ленинизма
неоднократно подчёркивали необходимость решительной, бескомпромиссной и
беспощадной борьбы против М., неомальтузианства во всех его разновидностях,
"...против попыток навязать это реакционное и трусливое учение самому передовому,
самому сильному, наиболее готовому на великие преобразования классу современного
общества" (Ленин В. И., Поли. собр. соч., 5 изд., т. 23, с. 257).


Лит.: Маркс К., Капитал, т. 1, гл.
23, Маркс К. иЭнгельс Ф., Соч., т. 23; Ленин В. И., Рабочий класс и неомальтузианство.
Поли. собр. соч., 5 изд., т. 23; Смулевич Б. Я., Критика буржуазных теорий
и политики народонаселения, М., 1959. А. П. Судоплатов.




А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я